Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Профориентация

Военное образование в Республике Беларусь

Академия МВД РБ

Могилевский институт МВД РБ 

Институт пограничной службы Республики Беларусь

Университет гражданской защиты МЧС РБ 

Гродненский государственный аграрный университет

Белорусская государственная академия связи

УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ

№ п/п

Наименование учреждений образования

Адрес

Адрес сайта

Брестский государственный торгово-технологический колледж

ул. Героев обороны Брестской крепости, 78, 224018, г. Брест

http://ttk.brest.by

Брестский государственный колледж сферы обслуживания

ул. Пригородная, 23, 224014, г. Брест

http://bgkso.brest.by

Брестский государственный колледж связи

ул. Кирова, 82, 224013, г. Брест

http://ptk-sviazi.iatp.by

Кобринский государственный политехнический колледж

ул. Дзержинского, 54, 225306, г. Кобрин

http://kgptks.by

Пинский государственный аграрный технологический колледж

ул. Ольховских, 22, 225710, г. Пинск

http://pinsktechnolog.brest.by

Пинский государственный аграрно-технический колледж им. А.Е.Клещева

ул. Иркутско-Пинской дивизии, 25, 225710, г. Пинск

http://pgatk.edu.by

Пружанский государственный аграрно-технический колледж

ул. Красноармейская, 11, 225140,

г. Пружаны

http://college.brest.by

Столинский государственный аграрно-экономический колледж

ул. Советская, 133, 225510, г. Столин

http://saec.by

 

УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ 

№ п/п

Наименование учреждений образования

Адрес

Адрес сайта

Барановичский государственный профессионально-технический колледж сферы обслуживания

ул. Кирова, 50, 225410,

г. Барановичи

http://bgptk-so.by

Брестский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта

ул. Папанина, 4, 224016,

 г. Брест

http://gptu27.brest.by

Барановичский государственный профессиональный лицей строителей

ул. Брестская, 291, 225413,

г. Барановичи

http://bsplb.brest.by

Брестский государственный профессиональный лицей   строителей

ул. Пригородная, 27, 224014, г. Брест

http://ptu65.brest.by

Белоозерский государственный профессионально-технический колледж электротехники

ул. Энергетиков, 8, 225215, г. Белоозерск

 http://kljblz.brest.by

Пинский государственный профессиональный лицей строителей

ул. Брестская, 141, 225710,

 г. Пинск

http://www.pinskgpls.by

Брестский государственный профессиональный лицей легкой промышленности

ул. Я.Купалы, 52, 224020,

 г. Брест

http://bgpllp.brest.by

Пинский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности

ул. Федотова, 36, 225710,

г. Пинск

http://pinskgptklp.brest.by

Березовский государственный профессиональный лицей строителей

ул. Свердлова, 112, 225210, г. Береза

http://www.berezagpl.by/

Барановичский государственный профессиональный лицей машиностроения

ул. Королика, 4, 225416,

 г. Барановичи

http://bplm.brest.by

Пинский государственный профессионально-технический колледж машиностроения

ул. Революционная, 20, 225710, г. Пинск

http://www.pgptkm.by/

Лунинецкий государственный политехнический профессионально-технический колледж

ул. Чехова, 10а, 225644,

 г. Лунинец

http://lgplp.brest.by/

Брестский государственный профессионально-технический колледж приборостроения

ул. Я.Купалы, 6/1, 224020,

 г. Брест

http://ptkp.brest.by

Кобринский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания

ул. Дзержинского, 81, 225301, г. Кобрин

http://kobringplso.brest.by

Малоритский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

ул. Пионерская, 3, 225903,

г. Малорита

http://malorita-gplsp.by

Новомышский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

ул. Слонимская, 85, 225331, д. Новая Мышь, Барановичский р-н

http://novgpl.brest.by

Ганцевичский государственный аграрный колледж

ул.Октябрьская, 50, 225432, г. Ганцевичи

http://gnclicei.brest.by

Высоковский государственный сельскохозяйственный профессионально-технический колледж

ул. Ленина, 111, 225080,

 г. Высокое,

Каменецкий р-н

http://vgsptk.brest.by

Лунинецкий государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства

ул. Чапаева, 56, 225644,

 г. Лунинец

http://luninec-gptk.by

Пинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

д. Жабчицы, 225766, Пинский р-н

http://ptu161.brest.by

Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

ул. Механизаторов, 7, 225295, г. Ивацевичи

http://ivgpl.brest.by

ГУО «Областной аграрно-производственный профессиональный лицей» г. Дрогичина

ул. Октябрьская, 1, 225612, г. Дрогичин

http://liceydrg.brest.by

Столинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

ул. Дзержинского, 123, 225510, г. Столин

http://sgplsp.brest.by

 

  • 1. Электронный справочник абитуриента http://www.kudapostupat.by/
  • 2. Министерство образования Республики Беларусь: www.edu.gov.by
  • 3. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by
  • 4. Национальный институт образования: www.аdu.by
  • 5. Академия последипломного образования: www.academy.edu.by
  • 6. Республиканский институт профессионального образования: www.ripo.unibel.by
  • 7. Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by
  • 8. Республиканский институт высшей школы: www.nihe.bsu.by
  • 9. Республиканский институт контроля знаний: www.rikz.unibel.by
  • 10. Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь сведения о специальностях, правилах приема: www.abiturient.by.
  • Уделите достаточное внимание обдумыванию вопроса, кем бы вы хотели быть, какую профессию получить.
  • Познакомьтесь с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, с точки зрения своего здоровья, характера, инициативности, умения устанавливать деловые контакты, вести разговор, желания учиться в последующем. Ведь получение профессии – это только начало профессионального роста.
  • Не обращайте внимания, если вам скажут, что профессия, которую вы хотите получить, не для вас. Знаменитый ученый Альберт Эйнштейн математику даже на тройку знал слабовато. Его не единожды математик называл тупицей и добавлял: «Он никогда ничего не добьется». Но ошибся: фамилию учителя давно забыли, а Эйнштейна знает весь мир!
  • Советуйтесь с родителями по поводу своего выбора. Но помните: если кто-то из родителей будет вам говорить, что им нравится та или иная профессия и они хотели бы вас видеть в ней, – это их предпочтения, но никак не ваши. Только если эти предпочтения совпадают с Вашими – к ним следует прислушаться. В другом случае решайте сами. Это должен быть ваш выбор. Вам работать по этой профессии. Она должна нравиться именно вам!
  • Если вы еще не разобрались в своем характере – узнайте, какую литературу по этому вопросу почитать. Обратитесь к школьному психологу. Чем больше знаешь о себе – тем проще сделать выбор. Полагаем, вы сами догадываетесь, что свойства характера и требования к профессии бухгалтера, экономиста, юриста, менеджера, продавца, наладчика оборудования, предпринимателя несколько разные. Помните: психологи утверждают, что существует около 30 типов талантов (интеллектов), из них 12 наиболее выраженных. А в каждом из них есть по четыре. Разница только в силе, с которой они в нас заложены. Но наиболее часто встречаются следующие:
  1. Вербально-лингвистический – заключается в природной способности читать и писать слова. Им обладают журналисты, писатели, юристы, учителя.
  2. Цифровой – имеет отношение к данным, измеряемым в цифрах. Характерен для математиков. Высококвалифицированный инженер должен обладать одновременно вербально-лингвистическим и цифровым талантами.
  3. Пространственный – присущ творческим людям. Все три этих типа необходимы архитекторам, т.к. эта профессия требует хорошего владения словами, цифрами и творческими навыками.
  4. Физический ­­– им наделены многие спортсмены. Кроме того, есть много людей, которые не блещут успехами в школе, но прекрасно одарены физически. Часто это люди, которым легче учиться с помощью действия, и это называется «практическим обучением». Людей этого типа тянет к механике или строительным профессиям. Их талант нередко выражается в наблюдении за вещами, их изготовлении и использовании.
  5. Личностный – его еще называют «эмоциональным». Люди этого типа часто терпят неудачу не потому, что им не хватает умственных знаний, а потому, что они боятся проиграть. Они ограничивают меру своего успеха только потому, что живут в страхе совершить ошибку или потерпеть фиаско. Личностный интеллект – наиболее важный из всех существующих. Он отвечает за контроль над тем, что мы говорим сами себе. Эмоциональное мышление, по оценке специалистов, в 24 раза сильнее рационального.
  6. Межличностный – люди с такими данными часто становятся харизматическими коммуникаторами (специалистами по общению) – политики, актеры, торговцы, ораторы.
  7. Окружающей сферы – это люди, владеющие природным даром иметь дело с деревьями, растениями, животными, землей, природой.

 

  • Поэтому определитесь, какого интеллекта (таланта) в вас больше, кто Вы. Этим самым вы лучше узнаете себя и сможете объяснить свое поведение. Подходы к работе и учебе, окружающим и т.д. Вам необходимо понять, что если вы не любите идти на риск, – то вряд ли добьетесь успеха там, где надо действовать нестандартно и даже интуитивно. Исполнитель на риск не пойдет: он будет все взвешивать, обдумывать. И найдет много причин, чтобы не рисковать. А если у вас слабо развит аналитический аппарат – вряд ли из вас получится хороший экономист, юрист, бухгалтер и т.п. Считать вы сможете, но суть работы экономиста, бухгалтера и т.п. не только в этом. А в первую очередь в выработке предложений, которые позволили бы улучшить ситуацию (на предприятии, в фирме и т.д.). О хороших юристах и разговора нет – они обязательно должны уметь сопоставить, увидеть то, что может быть незаметно для многих, даже своих коллег. Не случайно сложные дела поручают именно тем, кто способен увидеть маленькие нюансы и связь между ними там, где их не видят другие.
  • Помните: даже хорошие школьные отметки гарантией будущего профессионального и карьерного роста не являются. В школе вы их получали за уровень усвоения знаний, которые вам предлагали учителя, излагали в книгах. И кто больше работал, чтобы их усвоить, – у того были выше оценки. В жизни времени на изучение ситуации иной раз будет мало: решение надо будет принимать самостоятельно и оперативно. Кто это сделает лучше – тот будет впереди, независимо от того, какие у него были оценки в школе.
  • Выбор цели в жизни всегда сложен. Но возможность выбора есть всегда. Даже при неудаче. Неудача – это один из путей для принятия правильного решения. Пример тому – гениальный изобретатель всех времен Томас Эдисон (лампочка накаливания, фонограф, кинограф и т.д.). Школьный учитель когда-то назвал его остолопом. Эдисон более 14 тысяч раз терпел неудачу в своих усилиях усовершенствовать лампу накаливания. И когда этим фактом его «поддел» журналист местной газеты, он мудро ответил: «Я узнал более 14 тысяч способов как не надо делать».

Изобретатель ракеты «Фау-2» (для создания которой потребовалось провести многочисленные математические расчеты) немец Вернер фон Браун провалил в свое время в школе экзамен по математике. Великий певец Энрико Карузо в начале своей певческой карьеры так часто срывался на высоких нотах, что его вокальный педагог посоветовал ему вообще бросить петь. Уолт Дисней разорялся семь раз и испытывал нервный срыв, прежде чем придумал свой сказочный город. Василий Шукшин стал тем, кем мы его знаем, попробовав почти три десятка профессий. Так что если вы, выбрав какую-то профессию, поймете, что «это не ваше» – не бойтесь принять новое решение. Не зря говорят: если у вас что-то не получается, попробуйте другое. Возможно, менять профессию вам в жизни придется не раз: сейчас многое быстро устаревает и отмирает. К смене профессии надо быть готовым. Но принятие решения не надо затягивать, если такая необходимость возникнет. Помните: лучше медленнее идти, чем долго решать.

  • Многочисленные исследования у нас и за рубежом показали, что минимум 85% успеха человека в жизни основаны на способности общаться и ладить с людьми. Это важнее даже технической компетентности. Действительно, если вы чего-то не знаете, то быстро узнаете. Вам с удовольствием придут на помощь, если вы коммуникабельны, порядочны, инициативны, если сами откликаетесь на просьбу других. Вам обязательно помогут! Но при условии, если вы сами обладаете бескорыстным желанием придти на помощь. Помогайте другим! Это как брошенное вперед – найдется и зачтется!
  • Не отказывайтесь от работы, если вас об этом просят или поручают, даже если эта работа не по вашему профилю. Выполняя такую работу, вы имеете уникальную возможность расширить свой кругозор, научиться делать что-то еще, да еще и бесплатно поучиться. Ведь после вас работу кто-то проверит, а с новеньким это обязательно! И вы получите дополнительные новые знания. Знаний никогда не бывает много, как и не бывает лишних! Знайте: в США при приеме человека на работу факторы располагаются в следующем порядке:
  1. добросовестность
  2. хорошие навыки общения
  3. опыт предыдущей работы
  4. характеристика с предыдущего места работы
  5. образование

Из перечисленного нетрудно сделать нужный вывод!

  • Будьте добросовестны как к окружающим, так и к работе. Добросовестно работающий человек – это свободный человек, т.е. находящийся без постоянного контроля. Недобросовестного все время будут контролировать, спрашивать, напоминать, подгонять! А это сильно действует на психику. Хотите, чтобы на вас не жали, не портили вам нервы, – работайте добросовестно! И это будет замечено!
  • В случае, если работа окажется сложной, – старайтесь сделать ее все равно добросовестно, даже если чуть выбьетесь из срока. Если что-то непонятно, если испытываете затруднения, – обращайтесь за советом. Знающим всегда приятно, что к ним обратились. Им интересно поделиться тем, «как это сделать». Даже начальникам, хотя они часто этого не любят. Решайте вопрос с коллегами. Но обращайтесь своевременно! Не выдвигайте потом, в качестве оправдания, довод, что «я не знал, как это лучше сделать».
  • Выбирайте дело по душе, по любви! Человек, любящий свое дело, не мучается им. Оно ему не в тягость, а в радость. В противном случае вы будете мучиться на работе, а работа будет мучить вас! У вас не будет интереса к профессиональному росту. А без этого добиться многого невозможно.
  • Не претендуйте в жизни сразу на многое! Особенно с точки зрения оплаты вашего труда. Помните: на рынке труда вы – товар! А это значит, что каждый покупатель (работодатель) хочет купить товар получше, но ценой подешевле (как и любой из нас при товарно-денежных отношениях). И за вас много сразу не дадут. Знайте: это только нам кажется, что мы стоим больше. На самом деле нередко и те деньги, что некоторым платят, – большие, т.к. отдача им не соответствует.
  • Многие наши беды – от завышенных (или заниженных) представлений о себе, т.е. соответствующей самооценки. Оба случая плохи. В первом случае впоследствии наступает разочарование (не достиг того, о чем мечтал), во втором – замедленное движение вперед. Старайтесь оценить себя объективно на каждый момент. Это вовсе не значит, что в самооценке вы должны стоять на месте. Вы будете набираться знаний, опыта, познаете пути преодоления трудностей – и ваш интеллект и самооценка повысятся.
  • Помните: без цели и веры успех не приходит. Определитесь с целью. И верьте в нее. Человек без цели никуда не приплывет, как и корабль. Помните, что снайпер отличается от мазилы только тем, что первый был когда-то тем же мазилой, но приложил много усилий, чтобы научиться метко стрелять. Поэтому успех завтра – это большой труд сегодня.
  • Познавайте себя. Самопознание и самовоспитание не представляет чего-то недоступного. Оно означает: вы должны увидеть и познать, в чем состоят ваши собственные способности, а затем тщательно организовать и развивать эти способности. Самовоспитание – это знание и понимание себя, желание изменить себя. Эти качества необходимы для роста и успеха.
  • Поймите: разные варианты и решения, которые мы выбираем и принимаем сегодня, в конечном счете, определяют то, что случится с нами в будущем.

Будущее, с которым вам предстоит столкнуться в своей жизни, вовсе не предопределено, и ничто в нем не наступит произвольно, по воле случая, хотя вы склонны думать, что это именно так.

Ваше будущее прямо сейчас существует и живет внутри вас. Вы носите в себе собственную судьбу. Ваше прошлое искажено линзой, которую вы в свое время выбрали для рассмотрения окружающего мира и его оценки. Измените убеждения, которые тянут вас назад. Создайте себе те, которые вас нацеливают на достижение чего-то. Не позволяйте тому «дураку», который нередко живет во многих из нас, думать, что мы не способны на что-то хорошее. Мы этим еще не занимались. И даже не ставили цели. Бросьте самому себе вызов и желание достичь чего-то, даже если думаете, что это вам не под силу!

  • Настройте свои мысли позитивно, на хорошее! Мы в буквальном смысле слова можем сделать все, что захотим, или стать тем, кем захотим. Нас никто и никаким образом не ограничивает, пока не ограничены наши мысли. Нацельте себя на то, кем вы хотите стать, и оставьте позади все, что не служит этому. Кем вы себя видите – тем вы и станете. У вас после школы начинается новая жизнь. А это – всего лишь новое мышление. Вы сейчас – программист своей жизни. Постарайтесь увидеть те действия и решения, которые вам необходимы для новой жизни и новой цели. Ведь каждый из нас проживает ту жизнь, которую сам себе сотворил.
  • Программируйте себя на успех. Успех приходит к тем, кто ориентируется на успех. Неудача приходит к тем, кто из-за пренебрежения позитивным начинает считать себя неудачником.
  • Не паникуйте, если у вас ранее не складывалась учеба. Вы начинаете новую страницу жизни. Начните ее с вдохновением, с определения цели и большого желания достичь этой цели.
  • Решите для себя, к каким областям деятельности вы лучше всего приспособлены, в чем полнее сможете самореализоваться.

Определитесь, кто вы, каковы ваши возможности. Распахните свой разум для разных вариантов и возможностей. Никакая сумма денег не даст вам достаточной компенсации за работу, которая будет для вас нелюбимой.

Жизнь полна различными вариантами выбора и возможностями. Так что прислушайтесь к себе, своим предпочтениям. Найдите нечто такое, чему вы сможете отдаться со всей своей страстью.

  • Мы слишком часто движемся по наезженной колее, где чувствуем себя ограниченными. И в этом проблема! Но своих возможностей мы не знаем. Если вы знаете, куда хотите прийти – вы придете. Кто раньше, кто позже. Но придете. Надо только разобраться, где вы находитесь и куда идете. Цели, которые вы установите для себя, во многом определят те обстоятельства и ситуации, с которыми вы встретитесь в жизни. Добивайтесь тех целей, которые ближе вашему сердцу. Не тратьте впустую время, задаваясь вопросом: «А может это мне не по силам?» Намечайте цель и начинайте двигаться. Все начинается с первого шага. Но обязательно вы должны иметь всегда четкую картину, к чему стремитесь. Тогда вы будете выбирать и конкретные необходимые шаги.

Только помните: знать, что хотелось бы, и делать к этому шаги, – далеко не одно и то же. Именно ваши действия, а не желания, ведут вас к цели.

Онлайн-методика «ПрофиТест»

(автоматизированная система профориентационной диагностики, предназначенная для изучения профессиональной направленности личности и проектирования профессионально-образовательного маршрута)

 В рамках мероприятий Государственной программы органы государственного управления, имеющие в подчинении учреждения образования, призваны обеспечивать информацией студенческую и учащуюся молодежь о возможности трудоустройства, в том числе в свободное от учебы время.

Таким образом, государственная кадровая политика направлена на реализацию права гражданина на труд, профессиональное самоопределение и становление с учетом личных интересов и индивидуальных особенностей, а также запросов рынка труда и сложившейся социально-экономической ситуации. Законодательными актами Республики Беларусь гарантируется правовая и социальная защита граждан, обеспечивается предоставление гражданам минимума психолого-профориентационных услуг независимо от места жительства и работы.

В последнее время учреждения общего среднего образования ориентировали своих выпускников в основном на учреждения высшего образования. Такое профориентационное направление совпадало с желанием подавляющего большинства родителей и устремлениями самих учащихся и привело к недостатку кадров рабочих профессий.

Значительная часть выпускников учреждений общего среднего, профессионально-технического, высшего образования не имеют достаточной информации о потребностях рынка труда, не могут учесть особенности социально-экономических условий, которые определяют вид и характер профессиональной деятельности; не имеют ценностных представлений о самой профессии, смещая ориентиры на достижение предпочитаемого, желаемого образа жизни с ее помощью. Можно сказать, что получение профессии для молодежи уже выступает только как средство для достижения желаемого образа жизни без учета ее социальной и ценностной значимости.

Качественная профориентационная подготовка должна и может обеспечить успешность граждан страны, а как результат – эффективность экономики государства, усиление его позиций на мировой арене.

Всем известно, как непросто сегодня выпускникам найти свое место в профессиональном сообществе в условиях сложившейся конкуренции. Очень часто молодые люди теряются в огромном количестве профессий и не могут остановить свой выбор на одной из них.

Важно задуматься о соответствии своих способностей, склонностей, состояния здоровья требованиям выбираемой профессии. К тому же, квалификация, указанная в дипломе, должна не только нравиться, но и быть востребованной к моменту окончания учреждения образования. Для этого необходимо учитывать ситуацию на рынке труда своего региона: изучить сведения о наличии вакансий и численности безработных, познакомиться с оценкой самых востребованных профессий и специальностей.

Справочно: В Ганцевичском районе по состоянию на 01.03.2023 количество вакансий, заявленных от нанимателя составляло 157, из них по рабочим профессиям – 83.

Важнейшим факторами экономического роста и развития являются человеческие ресурсы – работники с профессиональными навыками и знаниями. С этой целью правительством страны за последние годы принят ряд мер, направленных на создание условий для наиболее эффективной занятости населения. Известно, что рынок труда отличается высокой подвижностью. Для современного рынка труда характерна устойчивая тенденция увеличения спроса на рабочую силу. Наблюдается постоянный повышенный спрос на рабочих массовых строительных профессий, водителей, слесарей, станочников, монтажников, каменщиков, кровельщиков. Существует недостаток врачей, медицинских сестер, фельдшеров, а также инженеров отдельных квалификаций, как в республике, так и в нашем районе.

Сбалансированность спроса и предложения на рынке труда зависит от многих факторов.

Факторы, определяющие спрос на рабочую силу:

  • число вакантных рабочих мест;
  • трудно заполняемые вакансии;
  • динамика потребностей в сотрудниках на новые рабочие места / организация новых рабочих мест;
  • динамика текучести кадров и т. п.

Факторы, влияющие на предложение рабочей силы:

  • динамика численности трудоспособного населения;
  • структура трудоспособного населения по полу, возрасту;
  • миграция работников.

Важно помнить, что выбор профессии тогда удачен, когда работа доставляет человеку удовлетворение от деятельности. Это означает, что она соответствует физическим и духовным способностям человека, его интересам, знаниям и умениям.

Для качественной организации предпрофильной подготовки очевидна необходимость обращения к проблемам профессиональной ориентации учащихся, которые являются значимыми в странах с высокой психологической культурой.

Профориентация представляет собой системную деятельность, включающую целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, критерии эффективности, уровни, направления, аспекты и другие системно- и структурообразующие элементы.

Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой и профессиональной подготовки. Это часть общей системы социальной ориентации личности в сложившейся структуре производительных сил и производственных отношений.

На эффективность профориентации влияет множество различных объективных и субъективных факторов. Эта система трудно поддается организации и управлению. При неизменной общей цели конкретные цели и задачи каждой школы зависят от потребностей кадров в тех или иных профессиях, степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий в данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит и от качества работы по каждому из этих направлений.

Если предыдущие поколения приобретали профессию на всю жизнь, то нынешнее должно быть готово к смене профессиональной деятельности и обладать профессиональной мобильностью, поскольку быстро меняются производственные условия. Так, в соответствии с развитием общества профессия не выступает больше как центр, вокруг которого разворачивается жизненный цикл человека, а как одна из возможных форм социальной адаптации и самореализации личности. В современных условиях профессиональная мобильность является характеристикой, без которой невозможна полноценная реализация личности в обществе. Современный человек, чтобы почувствовать себя успешным, должен быть профессионально мобильным. Закладывать основы профессиональной и социальной мобильности необходимо в школьном возрасте. Главной целью системы образования становятся подготовка и воспитание не только интеллигентной, высокопрофессиональной, творческой личности, но и создание условий для воспитания личности, готовой к профессиональной мобильности, личности гибкой, умеющей быстро приспосабливаться к любым изменениям, самостоятельной, инициативной. Динамичные структурные изменения в сфере занятости обусловливают потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, т. е. их профессиональной мобильности.

Определение «профессиональная мобильность» традиционно включает в себя способность специалиста менять профессию, место и род деятельности. В то же время динамика общественной жизни вносит свои коррективы в данное понятие, не ограничивая профессиональную мобильность рамками одной отрасли и рассматривая возможность профессиональной и личностной самореализации в любой сфере социально – экономической деятельности. Подобную готовность будущий специалист может приобрести в образовательной системе, которая сама обладает характеристиками мобильности. В силу жесткости организационной структуры система общего среднего образования не способна к быстрому перестраиванию. Следовательно, для того чтобы получить выпускника, готового к освоению различных профессий, готового осваивать новые знания на протяжении всей жизни, способного работать в изменяющихся социально-экономических условиях, необходимо создавать, осваивать и развивать новые концепции и технологии формирования профессиональной мобильности в рамках сложившейся образовательной структуры.

В этой связи практическая реализация задачи подготовки социально и профессионально мобильной личности требует глубокого теоретического анализа природы профессиональной мобильности, механизмов ее реализации, рассмотрения условий и факторов, ее обуславливающих, а также детального изучения сложившейся ситуации с профессиональной мобильностью в Республике Беларусь на сегодняшний день.

Цель профильного обучения – социализированный, а не наполненный знаниями человек, способный к успешной жизни в быстро меняющихся условиях.

Огромное значение в организации профильного обучения и формировании предметных компетенций учащихся на старшей ступени обучения играют курсы по выбору. Основная задача курсов по выбору состоит в том, чтобы более полно удовлетворить индивидуальные потребности и познавательные интересы учащихся. Курсы по выбору во многом восполняют «пробелы» учебных программ, направлены на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением практических задач, на получение дополнительных знаний, необходимых в профессиональном образовании. Курсы могут охватывать все профильные направления и предметы, изучающиеся на повышенном и углубленном уровнях. Реализация такой стратегии обучения в сочетании с экспериментальным учебным планом, разнообразной по содержанию вариативной частью учебного плана позволяет формировать учащегося, владеющего названными компетенциями.

Основой партнерского взаимодействия родителей и школы в подготовке учащихся к профильному обучению являются взаимное уважение, доверие к воспитательным возможностям семьи, педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в семейную жизнь.

В развитии системы профессиональной ориентации молодежи особое значение должны приобрести скоординированные действия базовых звеньев системы профессиональной ориентации: учреждений общего среднего образования, учреждений профессионального образования, государственных органов образования, здравоохранения, по труду и занятости населения, по работе с молодежью, территориальных центров профориентации, учреждений и организаций, средств массовой информации, семьи, общественных объединений и организаций и других социальных институтов, ответственных за воспитание, образование, профессиональное обучение и трудоустройство молодежи.

Информационная поддержка при проведении мероприятий по профориентации на телевидении, радио, через сеть интернет является самой главной составляющей. Социальная реклама является мощным идеологическим инструментарием для выполнения государственного заказа на профессиональные кадры. Выполнение данной задачи заключается в необходимости создания практики организации цикла передач о производствах, о реализации инвестиционных проектов и ведущих предприятиях города Минска и Республики Беларусь.

Вовлечение учащихся в социальную практику, т. е. предоставление возможности профессиональных проб, позволяет решить значимые в современных условиях задачи, такие, как формирование и развитие компетенции социального взаимодействия, социальной компетентности в целом, способствует профессиональному самоопределению учащихся. Социальная практика объективно создает благоприятные условия для того, чтобы достигались разнообразные, актуальные в современных условиях цели: стимулирование социальной, творческой, учебной и научно-исследовательской активности; создание благоприятных стартовых условий для личностного, профессионального и социального продвижения учащихся и др.

Анализируйте ситуацию на рынке труда своего региона, учитывайте соотношение спроса и предложения по конкретным специальностям, изучайте рейтинги самых востребованных профессий.

Помните, что выбранная профессия должна соответствовать физическим и духовным способностям человека, его психическим особенностям, состоянию здоровья, интересам, знаниям и умениям.

Выбор будущей профессии – один из самых главных шагов в жизни, который по важности можно сравнить с созданием семьи. Поэтому делайте его не только по расчету, но и по любви – к будущей профессии.

Вспомните поговорку: «Не место красит человека, а человек – место». Даже к выполнению, казалось бы, непримечательной работы можно подойти творчески. И заслужить поощрение!

Обязательно задумайтесь над тем, какую меру ответственности приходится нести специалистам выбранной Вами профессии. И если справитесь – дерзайте! Выбор профессии должен быть планомерным и детально обдуманным; правильно выбрать профессию – значит, найти свое место в жизни.