Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Вебинар для родителей

Травля в школе. Как помочь ребенку

Акулова О.А., педагог-психолог
ГУО «СШ № 1 г. Ганцевичи»

В каждой школе и практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны отдельных детей или даже всего класса. По статистике, до 10 % детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55 % эпизодически (время от времени) подвергаются тем или иным формам жестокого обращения со стороны одноклассников. Около 26 % матерей считают своих детей жертвами такого насилия, которое является на сегодняшний день опасным явлением, имеющим крайне негативные последствия, под общепринятым термином «буллинг».

Буллинг (от англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников) – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.

Существуют следующие виды травли:

• вербальная (словесная) – насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

• намеренная социальная изоляция – бойкот, отторжение, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т.д.);

• физическое насилие – избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнимание вещей и др. 

Обычно все виды травли сопутствуют друг другу.

Принимают активное участие в буллинге всегда три группы детей: зачинщик, последователи и жертва. Травля начинается одним человеком, обычно он неформальный лидер в классе. Последователи агрессора, не всегда испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы. Жертва оказывается один на один со своими мучителями или мучителем.

Жертвами буллинга часто становятся:

• дети с физическими недостатками – носящие очки, имеющие слабый слух, двигательные нарушения, и, как правило, они не могут защитить себя; 

• дети с отклонениями в поведении – например, импульсивные или, наоборот, чрезмерно замкнутые и заторможенные; 

• дети с различными особенностями внешности – рыжие волосы или веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, чрезмерная полнота или худоба, особая форма головы, слишком большой или маленький рост;

• дети с неразвитыми социальными навыками, которые не умеют общаться, они стеснительны или, наоборот, агрессивны, а в худшем случае могут даже воровать вещи у товарищей и совершать другие антисоциальные поступки, травля усугубляет их и без того трудную ситуацию; 

• дети с отсутствием опыта жизни в коллективе – этим отличаются так называемые «домашние дети», у них слабо развиты навыки взаимодействия в коллективе, кроме того, они бывают очень эгоистичны, поэтому нередко становятся объектом нападок со стороны остальных;

• дети с различными болезнями – например, энурез, нервный тик, эпилепсия, заикание и другие физические и психические нарушения; 

• дети с низким интеллектом и трудностями в обучении; неуспеваемостью, затруднениями в освоении даже несложного материала – также распространенный повод для насмешек. 

Признаки, свидетельствующие о том, что ребенок стал жертвой буллинга:

• притворяется больными, чтобы избежать похода в школу;

• боится идти один в школу и из школы, просит проводить его на уроки, опаздывает;

• становится эмоционально неустойчивым, изменяется привычное поведение и вне школы;

• снижается успеваемость, теряется интерес к любимым занятиям;

• проявляет большую тревогу, порой страхи настолько сильны, что может нарушаться сон, аппетит, появляться заикание, нервные тики;

• для него характерны молчаливость, замкнутость, нежелание идти на разговор;

• если ребенок подвергся физическому насилию, то можно обнаружить рваную верхнюю одежду или поврежденные вещи; постоянные ссадины, синяки и другие травмы;

• часто просит дать денег, ворует с целью откупиться от насильника;

• как проявление крайней степени кризисного состояния: появляются суицидальные мысли.

Обидчиками, как правило, становятся:

• дети, стремящиеся к лидерству, которые не могут самоутвердиться в учреждении образования социально приемлемыми способами: за счет учебы, общественной деятельности, спорта, но претендуют на высокий статус в коллективе;

• подростки из авторитарных семей, где распространено насилие, притом не только физическое, но чаще психологическое и эмоциональное, а также в чьих семьях процветают идеи шовинизма, расизма и снобизма;

• дети с предрасположенностью к повышенной агрессивности. 

Обидчикам характерны следующие особенности поведения: имеют потребность господствовать и подчинять себе других; импульсивны и легко приходят в ярость; часто ведут себя вызывающе и агрессивно по отношению к взрослым; не испытывают сочувствия к своим жертвам; если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков; девочки, как правило, объявляют своим жертвам настоящую психологическую войну.

Союзниками обидчика становятся:

• дети, проявляющие ярко выраженную привязанность к инициатору насилия;

• подростки, испытывающие страх оказаться на месте жертвы;

• дети, поддающиеся влиянию «сильных» в группе и не желающие выделяться из «толпы» сверстников;

• дети, принимающие преследование за развлечение;

• озлобленные сверстники, мечтающие взять хоть какой-то реванш за свои «унижения».

Если вы подозреваете, что ребенок стал жертвой буллинга, необходимо как можно быстрее проверить всю информацию и убедиться в безопасности ребенка. 

Важно вовремя распознать, что подросток в беде. Заметить признаки травли, добиться доверия, выслушать. Не пропускать мимо ушей повторяющиеся жалобы, даже если они кажутся несущественными.

Часто в детях воспитывают понимание, что никто их проблем решать не будет: разбирайся сам, не жалуйся, дай сдачи. Особенно тяжело мальчикам: им нельзя плакать, проявлять слабость, а надо драться. На самом деле – если подросток сам не может справиться со своей проблемой, он имеет полное право обратиться к взрослому и попросить о помощи, это не донос, а самозащита. Травля не закаляет. Подросток должен знать: он не виноват в том, что его обижают. Его гнев и боль законны и понятны. Вы любите его и готовы помогать. И ваша помощь его не подставит.

В первую очередь, необходимо создать условия безопасности – недопущения буллинга. Как можно быстрее разобщить ребенка с соответствующими стрессовыми воздействиями.

Поговорите с классным руководителем, с администрацией школы. Желательно это делать спокойно, без криков и угроз, подключайте на помощь школьного психолога.

Если у ребенка тяжелое психическое состояние – ни в коем случае не отправляйте его в школу, обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту в поликлинике.

Если ребенку была нанесена серьезная психологическая травма – лучше перевезти его в другой класс или даже в другую школу и обязательно обратиться за помощью к медицинским специалистам.

В относительно легких и непродолжительных случаях травли можно самим укрепить защитные силы личности. Научите ребенка правильно реагировать. Подробно объясните, почему важно спокойно реагировать на попытки вывести его из себя, как не доставить обидчику удовольствия, ради которого вся жестокая игра и затевается. Посоветуйте не пытаться останавливать сплетни, не лезть в драку, не мстить, сохранять чувство юмора.

Поддерживайте самооценку ребенка. Важно не унижать его, не критиковать. У ребенка не должно быть ощущения, что он заслужил плохое обращение с ним. Ребенка с нормальной самооценкой травить неинтересно, так как он не ведется. «Травят обычно тех, кто остро реагирует на оскорбление. Как с неваляшкой: ребенок ее толкнул – она зазвенела, закачалась – интересно! А если она не реагирует – ее быстро бросят: скучно».

Для взаимодействия с обидчиком можно посоветовать ребенку воспользоваться тремя простыми вопросами. 

1. «Для чего ты это (сказал, сделал и т.д.)?». Если агрессору спокойно задать такой вопрос, то он растеряется и быстро прекратит свои нападки. Главное продолжать задавать этот вопрос, не поддаваясь на новые провокации. Как правило, ни один обидчик не сможет ясно ответить, для чего он это делает. 

2. «Как ты это определил?» Если, например, ребенка обзывают неумехой, то задать этот вопрос: «Как ты определил, что я не умею это делать?». 

3. «Что тебе мешает...?». Например: «Что тебе мешает отойти и заняться своим делом?», «Что тебе мешает учиться так же хорошо, как я?», «Что тебе мешает обратиться ко мне за помощью, вместо того, чтобы завидовать?» и т.д. 

Кроме того, родитель может помочь ребенку не стать жертвой буллинга, то есть осуществить первичную профилактику. Для этого важно научить ребенка:

• не бояться своих одноклассников, у них тоже есть проблемы; самому родителю наладить контакты с учителями и одноклассниками; участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители. Если у родителей есть необычное хобби, интересное детям, рассказать о нем одноклассникам ребенка, вызвав тем самым уважение; приглашать одноклассников ребенка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости. Ребенку нужны люди, не дающие его в обиду, наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, а так как разборки происходят не на виду у педагогов, а на переменах, в школьном дворе, то такая группа детей сможет его поддержать; 

• помочь ребенку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться; не настраивать ребенка против его школьных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными;

• в случаях завышенной самооценки ребенка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки, и достоинства; и если он преуспевает в математике, к примеру, то необязательно его преуспевание в физкультуре или в чем-то другом; 

• самим не пытаться выделять своего ребенка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью;

• быть ему примером спокойного, вежливого отношения с окружающими, при этом сохраняя личную автономность и самодостаточность. 

Буллинг – это не только проблема детей, но и наша проблема: родителей, учителей, администрации школы. И, если мы объединимся, то сможем ее решить. Давайте будем вместе учить детей дружить, а не воевать!

Роль отца в психическом развитии и воспитании детей                 раннего возраста

Бобко Г.К., педагог-психолог
ГУО «Ясли-сад № 7 г. Ганцевичи»

В современном мире у родителей все меньше времени остается для общения с детьми. Мамы и папы не всегда понимают, чего не хватает ребенку, если у него есть все материальные блага.

Для нашей культуры не характерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном – чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке в детском саду, удивиться, восхитится сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение – все это не свойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше малышу нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений досуга. Папа не просто кормилец – он человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым.

Отцовство является социальным изобретением. Оно появилось позднее института материнства, когда на заре человеческой истории самцы столкнулись с необходимостью кормить самок и детенышей. Эта функция и поныне является определяющей для мужчин во всем мире.

Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей.

Итак, родительское поведение мужчины является по своей сути социальным и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье отец.

Одним из важнейших условий, обеспечивающих влияние отца на ребенка, на их будущую взаимную привязанность, является как можно более раннее начало их общения. Известно, что младенцы, отцы которых разговаривали с ними еще до их рождения, раньше других начинают выделять пап из окружающих, чаще останавливают на них свой взгляд. Максимально ранний контакт ребенка с отцом, первые два-три дня после рождения (или даже впервые часы), когда в мозг новорожденного «впечатываются» первые внешние события, звуки, прикосновения, производит на обоих неизгладимое впечатление, многократно усиливая привязанность друг к другу.

Беременность и рождение ребенка – особые события в жизни семьи, требующие особых взаимоотношений между супругами. Многочисленные исследования показывают, что отец может оказывать значительное позитивное или негативное влияние на психическое здоровье ребенка. Пренебрежительное отношение к новорожденному тяжело сказывается на эмоциональном состоянии матери, которое передается грудному ребенку. Он становится беспокойным – плохо ест, спит, не принимает пищу и т.д. Позже это проявляется в виде невроза страха. Вместе с тем замечено, что ребенок, отец которого в первый год жизни участвует в повседневном уходе за ним, меньше боится незнакомых людей, проявляет большую открытость в общении.

Многие мужчины считают, что воспитанием должна заниматься женщина, у нее это лучше получается. Она с этим хорошо справляется. Хотя всем известно, что за исключением кормления грудью, отцы способны обеспечить полный уход за ребенком: могут купать, пеленать и качать его так же умело, как и мать. Отцы улавливают сигналы ребенка так же чутко, как и матери, а младенцы привязываются к ним не меньше, чем к матерям. Несмотря на это, отцы, как правило, не берут на себя основную ответственность по уходу за ребенком. Такая второстепенная роль папы в воспитании детей раннего возраста может быть связана с чувством некомпетентности в этом вопросе, что они часто подтверждают словами: «Мое время еще не пришло».

Между тем, существует определенная связь между взаимодействием ребенка с отцом в младенчестве и их взаимоотношения в последующие годы. У отцов, которые были «недосягаемыми» для своих маленьких детей (не принимали участие в уходе и воспитании), могут возникнуть трудности в налаживании прочных эмоциональных связей сними в будущем. Поэтому так важно не откладывать общение с малышом, не ждать, когда он станет старше, перекладывая все заботы о младенце на мать. Воспитание детей – это постоянное занятие, в котором участвуют два человека – отец и мать.

Стиль взаимодействия отцов с маленькими детьми отличается от материнского. Матери большую часть времени общаются с детьми во время ухода, отцы же взаимодействуют с ними в процессе игры, оказывая непосредственное влияние на их психическое развитие. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следуют периоды минимальной активности. Матери играют с детьми в нежные, спокойные, традиционные игры «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д. Отцы устраивают необычные, энергичные, непредсказуемые игры, связанные с возней и неразберихой. Вдруг превращаются в лошадку юного принца (или принцессы) или ужасного Бармалея, которого нужно победить, чтобы он не съел «маленьких, очень маленьких детей»… В таких играх детям особенно нравятся появления физической силы и стихийность. Они формируют быструю реакцию на возможную опасность, умение принимать верное решение в сложных ситуациях, заряжают положительными эмоциями.

Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую самоидентичность. Трех- четырехлетние дети с большим желанием общаются с родителем противоположного пола – подобно тому, как мальчики обожают мать, девочки нежно любят отцов, особенно, если похожи внешне. Такой эмоциональный опыт гетерополых отношений найдет свое дальнейшее развитие в будущем.

Отец является для ребенка важной ролевой моделью. Именно в общении с ним, подражая ему, мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты. Каждый отец должен осознать это и всегда помнить, что с самого раннего возраста ребенок будет подражать ему во всем, в самых незначительных мелочах: в мимике, жестах, речи и, прежде всего, в отношении к матери! Отношение отца к матери в значительной мере определяет характер отношения мальчиков к девочкам. Очень часто мальчики, лишенные отцовского внимания, недостаточно зрелые, несамостоятельные дети. Они плохо адаптируются в коллективе, трусливы, коварны, злобны, агрессивны. У них наблюдается бессмысленное стремление к разрушительству. Влияние отца делает ребенка дисциплинированным, открытым, честным, обязательным. Кроме того, без положительного влияния отца мальчик, повзрослев, не сможет передать своему сыну адекватный опыт полоролевого поведения. У девочки на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Она узнает, как мужчины относятся к женщинам, невольно учится понимать природу мужчины. Проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях родителей будут способствовать возникновению проблем в будущем браке ребенка, в воспитании собственных детей.

Очень важна любовь отца к девочке для уверенности в ее женской привлекательности и обаянии. Каждый раз подчеркивая, что его «дочь умница и красавица», отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания.

В наши дни многие уверенные в себе женщины хотят «родить ребенка для себя», они убеждены в том, что смогут обеспечить его всем сами. О значении роли отца в воспитании ребенка можно судить уже по тому факту, что смертность детей, лишенных отца, т.е. рожденных вне брака, в два раза выше. При поддержке отца, женщина может передать своим детям чувство уверенности в гораздо большей степени, чем женщина, вынужденная воспитывать ребенка одна. Разумеется, это справедливо только в том случае, когда методы воспитания обоих родителей совпадают, они поступают по отношению к ребенку согласованно, предъявляют ему одинаковые требования, окружают его постоянной заботой, любовью и вниманием.

Участие отца в воспитании детей наравне с матерью оказывает непосредственное влияние на формирование личностных качеств ребенка, от которых во многом зависит его будущее благополучие.

Отец в семье – это образец, пример, эталон мужественности для сына и дочери. Сын в дальнейшем будет стремиться быть похожим на отца, так как отец для него – ежедневный пример. Для дочери это будет образ мужчины, который она будет искать в будущем супруге.

Список литературы

1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. М: АСТ-Пресс, 2000.

2. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. СПб.1998.

3. Авдеева Н.А. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте // Дошкольное воспитание, 2005. № 5. С.110 – 115.

Опыт замещающих родителей в духовно-нравственном воспитании приемного ребенка

Хмелевская Е.С., родитель
ГУО «СШ № 3 г. Ганцевичи»

                                                         Дом, заставленный добром, - ещё не дом.

                                                         И даже люстра над окном, - ещё не дом.

                                                         И на окне живой цветок, - ещё не дом.

                                                         Когда вечерняя сгустится темнота,

                                                         Так эта истина понятна и проста-

                                                         Что от ладоней до окна наполнен дом

                                                         Твоим теплом.   

                                                                 Л. Суслова

О каком тепле идёт речь? О какой простой и понятной истине говорится в стихотворении?

Любовь к родному дому – одно из самых светлых чувств, которое возникает с раннего детства. Как бы ни было нам трудно, тепло домашнего очага всегда поможет, успокоит. Только в своём родном доме человек обретает спокойствие и гармонию души, формируется как личность. Здесь решающую роль играют уровень нравственной культуры родителей, семейные традиции и приоритеты, ведь дети находятся в семье с момента своего рождения. Первоначальные знания о нормах взаимоотношений в обществе они получают от родителей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. В семье они впервые узнают, «что такое хорошо» и «что такое плохо». На примере родителей получают первое представление об отношении взрослых к своим обязанностям, к происходящим событиям. В семье формируется характер, привычки, манера поведения.

Что же касается духовного мира, то здесь семье принадлежит главенствующая роль. Психологический климат семьи – одно из важнейших условий формирования личности. Хорошие дети растут в благополучных, счастливых семьях, где все стороны жизни проникнуты высокой нравственностью; где царит мир, согласие, дружба; где учитывается характер и темперамент каждого члена семьи; где интересуются духовной жизнью детей, приучают их делиться своими мыслями и переживаниями, все вместе обсуждают общественные трудовые дела, новости, фильмы, книги. Под воздействием семьи формируется эмоциональный мир ребёнка.

Неуважительное отношение родителей друг к другу, грубое общение, постоянная нервозность порождает у детей дисгармоничное развитие. Невнимание родителей ожесточает ребёнка. Ребёнок не может вырасти гуманным, если всё время находится в атмосфере невнимания и отчуждённости. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передаётся детям без особых усилий, говорит В. Сухомлинский, – это «душевная доброта матери и отца, умение делать добрые дела».

Итак, образ жизни семьи – определяющий фактор в формировании личности ребёнка, манеры его поведения, привычек, взглядов, физического и духовного здоровья. В современных семьях отражаются все успехи и недостатки духовного и нравственного воспитания.

Для меня моя семья – моё богатство.

Я никогда не думала, что моя судьба сложится именно так, но я не хотела бы жить иначе. Не могу сказать, что иду по жизни «с цветком в руке» – руки обычно заняты сумками с продуктами, – но теперь я с уверенностью могу сказать: да, жизнь многодетной семьи нелегка, но нужно находить среди трудностей и скорбей светлые моменты, эдакую «романтику в обыденном», и именно на этом акцентировать внимание. Можно научиться радоваться чему угодно: порядку в доме, чистому, выглаженному белью, хорошему поведению детей, удачному пирогу или борщу «на два дня», девятке за контрольную или бумажному самолётику маме на день рождения…

История моей семьи началась в 1991 году. Сразу после свадьбы договорились с мужем, что отныне отношения между нами будут честны друг перед другом, что бы ни происходило. Мы понимали, что на лжи ведь счастья не построишь.

Мы всегда мечтали иметь большую и дружную семью. Время проходило как-то незаметно, и вот у нас уже четверо своих деток. Наша младшая Танюшка болела, поэтому приходилось часто лежать в больнице. Однажды в нашу палату попал мальчик из детского приюта. Я смотрела на него и думала: «Боже, как же можно отказаться от такого крохи». Мальчик очень запал мне в душу. Поэтому, когда муж пришёл нас проведать, я предложила ему взять ребёнка в семью (мальчика к тому времени с больницы уже выписали). Муж мне ответил, что взять на воспитание ребёнка из другой семьи – большая ответственность и он ещё не готов к этому. Я не сдавалась, мысли об этом мальчике у меня не выходили из головы. Я предложила мужу сходить в приют и просто посмотреть на него. Муж согласился. И, действительно, когда он его увидел, то уже был не против, чтобы взять в семью мальчишку. Но судьба распорядилась иначе: мальчика забрал в свою семью дедушка. С одной стороны, мы огорчились, а с другой – обрадовались, ведь он будет жить со своими родными. В течение какого-то времени у нас не возникало мыслей о воспитании ребёнка из другой семьи.

Так прошло ещё несколько лет. У нас родилось ещё трое детей. Казалось бы, жизнь сложилась благополучно. Дом построили, деревья посадили. И все равно, несмотря на сложившуюся жизнь, нас не покидали мысли, что где-то нас ждет наш маленький человек.

Однажды меня с мужем вызвали в отдел по образованию Ганцевичского райисполкома и предложили нам создать приёмную семью. Это стало толчком. В итоге мы пришли к решению: да, мы хотим именно этого. Ведь чужих детей не бывает! И всё пошло само собой. Мы приняли решение создать для наших будущих детей настоящую семью, в которой бы они чувствовали себя защищёнными и нужными.

Родилась наша приёмная семья три года назад. Сейчас у нас 12 детей: семеро биологических и пять приёмных. Я горжусь своими детьми. Наша старшая дочь Вероника уже имеет свою семью. Она – мама, а я – счастливая бабушка. Вероника окончила Витебский медицинский университет. Она – фармацевт. Дочь Татьяна также окончила Витебский медицинский университет по специальности врач-анестезиолог. Старший сын Павел является студентом Горецкой академии. Трое детей являются учащимися средней школы № 3. Все они учатся неплохо, с охотой участвуют в общественной жизни школы. Истории преображения наших приёмных детей можно рассказывать и описывать бесконечно. У каждого из них своя маленькая история жизни, и у каждого свои проблемы, которые мы совместно преодолеваем.

Вот, например, наша приёмная дочка Виктория. Попав в нашу семью, девочка была склонна к воровству, и это было для неё нормой. Было приложено немало усилий с нашей стороны, чтобы избавить ребёнка от этой пагубной привычки. В этом нам оказывали помощь и социально-педагогическая служба школы, и классный руководитель девочки. И вот итог: девочка поняла, к чему может привести такая привычка. Она очень привязалась к нашей старшей дочери Веронике, старается во всём ей подражать.

Сын Юра попал в нашу семью из детского приюта города Бреста. Меня очень поразил тот факт, что у него с уст не звучали слова «мама», «папа», «бабушка», «дедушка»… Когда Юра в своём рисунке нарисовал дом, я спросила у него: «А кто будет жить в нём?» Последовал ответ: «Я и воспитательница». Было нужно время, чтобы Юра понял, что кроме воспитательницы, есть и родные люди.

Каких же принципов мы придерживаемся в воспитании детей?

Мы их просто любим. Они воспитываются, глядя на нас. Считаем, что воспитывать ребенка всемьелучше всего на собственном примере. Не внушатьребенкунормы, правила поведения, а самим поступать должным образом.Ребенкунужно объяснять свои действия и поступки (почему так, а не иначе).

Поэтому одной из традиций в нашей семье является обсуждение вопросов семейной жизни. Каждый вечер мы собираемся всей семьёй за чашкой чая, обсуждаем события, произошедшие за весь день. Начинает разговор глава семейства – наш папа. Я поддерживаю и продолжаю, потихоньку подключая детей к разговору. Обсуждаются допущенные ошибки и пути их устранения, планы на завтрашний день. Если надо попросить прощения друг у друга, то мы это делаем без всякого принуждения. Плохие и хорошие поступки обсуждаем вместе. Стараемся излишне не опекать, и приучаем к самостоятельности. Наша семья живет под девизом:

«Живём, любовь свою храня,

Мы сможем всё: ведь мы – семья!».

В нашей семье даже за праздничным столом нет алкоголя, и дети понимают, что веселье может быть и без спиртного, это не синонимы. Поэтому у нас нет понятия «детский стол» — в праздники ребята всегда сидят рядом и общаются со взрослыми наравне, чувствуют себя частью большой компании. Мы их учим быть честными всегда и во всем, в любой мелочи. Если человек честен, то и в карьере у него все сложится.

В нашем доме всегда много детского шума, суеты и движения. А как же иначе? Ведь там, где дети, там кипит и продолжается жизнь, есть счастливое будущее. Мы стали замечать, что приёмные дети со временем становятся похожими на нас. Они повторяют наши жесты, движения, манеру разговаривать, вести беседы, и даже родительский взгляд на жизнь им становится близок. А со временем и черты характера перенимаются.

Чему научили нас наши приёмные дети? Мы поняли, что мы несём большую ответственность за наших детей, за их воспитание и закладываем фундамент их будущей жизни. Если у ребёнка есть проблема, то с ним занимаемся до тех пор, пока не удастся её решить до конца, помочь и утешить. Даже простое «Доброе утро!» в начале дня и «Спокойной ночи!» вечером говорим каждому лично.

И напоследок мне хотелось бы ответить на вопрос «В чём же секрет нашего семейного счастья?» Всё, думаю, очень просто. Это любовь, уважение, доверие, прощение. И следование принципу – все за одного и один за всех. Я знаю главное: «Не надобен клад, если в семье лад».

 

О некоторых вопросах организации духовно-нравственного воспитания учащихся на основе православных традиций белорусского народа

Зажеко Т.Р., учитель
ГУО «СШ № 3 г. Ганцевичи»

Выдающийся советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский говорил о том, что нужно заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить умению чувствовать другого человека, быть внимательным к тем, кто тебя окружает. Взрослому человеку порой трудно сделать нравственный выбор. А что уж говорить о ребенке, который вступает каждый раз в новые коллективы. Он ошибается, исправляется, но в любом случае о духовности и нравственности нужно говорить, беседовать, показывать ему, где правильный поступок, учить его нравственности.

В работе учреждения образования по нравственному воспитанию можно выделить три приоритетных направления: работа с учащимися, взаимодействие с родителями, с другими заинтересованными.

Одним из действенных инструментов нравственного становления подростков в ГУО «СШ № 3 г. Ганцевичи» является волонтерская деятельность учащихся, которая обеспечивает реализацию их потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку, способствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности, как отзывчивость, сочувствие и сопереживание. В учреждении ведется реализация инновационного проекта по теме «Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтёрской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений». Реализация проекта осуществляется в соответствии с календарным планом на учебный год.

Традиционным стало проведение тематических встреч, праздников для учащихся школы, в том числе детей из многодетных семей, детей-инвалидов и других социальных категорий. Во время каникул учащиеся старших классов готовят поздравительную программу для воспитанников вспомогательной школы-интерната в рамках акции «Твори добро», «Добро на Рождество».

Учащиеся старших классов помогают пожилым и одиноким людям в расчистке территории от снега, оказывают посильную помощь по хозяйству. Традиционно в начале учебного года проходит акция «В школу с добрым сердцем».

C целью создания целостной образовательной, просветительской и методической системы работы в учреждении по нравственному воспитанию, их эффективного и рационального использования для совершенствования содержания и форм работы, обмена опытом с педагогами других школ и внедрения в практику более прогрессивных методов работы с детьми и родителями в данном направлении в школе открыт районный ресурсный центр по нравственному воспитанию.

Сущность деятельности ресурсного центра заключается в организации образовательной среды и социальной коммуникации учащихся таким образом, чтобы они усваивали позитивный опыт реализации духовно-нравственных ценностей в жизни общества, и вырабатывали собственный опыт высоконравственной духовной жизни, опосредованный личным участием в общественно-полезной деятельности.

В рамках шестого школьного дня проходят мероприятия: «Умей прощать», мастер-классы по изготовлению сувениров, открыток, поделок. Традиционным стало проведение родительских суббот. Эта форма работы не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых. Фойе 2-го этажа школы один раз в месяц превращается в территорию творчества для учащихся, педагогов, родителей, бабушек и дедушек. Представленная яркая палитра видов деятельности способствует реализации творческих способностей, общению, хорошему настроению.

Формирование духовного мира в душе каждого ребенка невозможно без книги и творческого чтения, без возрождения интереса юных читателей к классической литературе, к хорошей книге, без качественного библиотечного фонда учреждения. Чтение детей – одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры чтения.

В нашей школе библиотека является важнейшим ресурсом создания информационно-образовательной среды школы, а библиотекарь в школе является информационным лидером, способный поддерживать все педагогические инновации.

Библиотекари принимают самое активное участие в работе ресурсного центра: проводятся обзоры книг, семинары, круглые столы, беседы, литературные вечера, викторины и т.д.

По субботам в библиотеке проходит акция «Взрослые читают детям». Родители читают детям поучительные истории не только из художественной литературы, но и из христианской, а затем вместе обсуждают. По сюжетам книг дети рисуют рисунки, которые экспонируются в стенах библиотеки и фойе школы.

В зоне внимания работников библиотеки православные праздники, а также вопросы православного просвещения детей и молодежи. К примеру, были проведены часы духовности «Вербное воскресенье – преддверие Пасхи», «Покров – главный праздник октября», «Родник душевного тепла», «Счастье – это семья».

В своей работе мы стремимся создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его, семьи, ребенка. У нас активно используется такая форма работы, как семейные праздники. С участием родителей проведены познавательная игра «Моя семья – моя крепость», встреча трёх поколений «Семья – это семь Я», встреча за круглым столом «Быть человеком», устный журнал «Семейные традиции», гостиная «Усяму ёсць на свеце прычыны: любві і дабру: мадонна – жанчына», час общения «Каб душою не ачарсцвець…»

Разработка проведённого классного часа «Каб душою не ачарсцвець» стала победителем республиканского конкурса «Святыні Беларусі: пакуты і перамогі».

Мощным источником духовно-нравственного воспитания в современной школе является православное краеведение. На протяжении учебного года для учащихся школы организовываются экскурсии к культурно-историческим памятникам и святыням Беларуси. Я думаю, что ребятам надолго запомнятся экскурсии в Туров, Жировичи, Сынковичи, Киево-Печерскую лавру, Избийский бор.

Посредством деятельности ресурсного центра реализуются задачи, предусмотренные Программой сотрудничества между отделом образования, спорта и туризма Ганцевичского райисполкома и Ганцевичского благочиния Пинской Епархии Белорусской Православной Церкви на 2015-2020 годы.

С целью повышения эффективности профилактической работы социальными педагогами проведены мероприятия с участием священнослужителей и родителей на тему «Брак в православии», «Я люблю тебя, жизнь!». Обсуждены и такие острые социальные проблемы, как профилактика вредных привычек, влияние увлечения компьютерными играми на развитие ребенка, конфликты в семье.

Наши дети выступают перед учащимися общеобразовательных школ города с беседами об истории Православной Церкви, основах христианских традиций, готовят праздничные концертные программы. В ГДК был проведён литературно-православный лекторий «Единство земли и души» для жителей города, мероприятие, посвящённое Святому Николаю Чудотворцу. Совместно с учащимися Мальковичской школы подготовлена композиция «Рождество Христово». На мероприятии присутствовали не только учащиеся школ, но и жители города. Уроками доброты стали мероприятия для учащихся школ города и района под названием «Татьянин день», «К счастливой семье вместе с Петром и Февроньей», «Затеплим свечу покаяния» – о великом предназначении женщины – материнстве. По традиции, на мероприятие были приглашены представители здравоохранения, отдела ЗАГС, родители.

Учащиеся нашей школы принимали участие в республиканском конкурсе, приуроченном к 500-летию издания Библии Франциском Скориной. Все пять работ, которые были отправлены на конкурс, заняли призовые места.

В течение многих лет педагоги школы принимают активное участие в организации и проведении заседаний районных учебно-методических объединений.

Нравственное воспитание на традициях православного христианства способно помочь педагогам научить своих воспитанников побеждать в себе черствость и эгоизм, жестокость и зависть, неуверенность и слабость, а родителям напомнить, что счастье в семье не приходит само собой, а лишь через любовь и доверие. И вся наша кропотливая работа приведѐт нас к ожидаемому результату: снижению неблагоприятных социальных показателей и остроты духовно-нравственного кризиса в молодежной и подростковой среде, укреплению института семьи, бережному отношению молодежи к памятникам духовной культуры и родной земле.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была и будет актуальной. Задача – вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия. Духовность и нравственность – это те приоритетные ценности, которые положены в основу воспитания наших учащихся. Но в нашей работе по духовно-нравственному воспитанию будет результат тогда, когда мы будем вместе, в тесной связке: школа, родители и все заинтересованные.

Какими они будут – наши дети?

Ведь это все зависит лишь от нас.

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.

Они должны стремиться к совершенству,

Чтобы познать такой прекрасный мир,

Каким мы, получив в наследство,

Хотели бы оставить им.

Список литературы:

1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание. - М.: Эксмо, 2015. - 896 c.

2. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение, 1977. - 376с.

3. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979. - 277 с.

4. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - N 11. - c.15-17

5. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000. - 688 с.

6. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-принт, 2003. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя) Морально-нравственное воспитание учащихся. Теоретический и практический материал. Специалистам учебно-воспитательных учреждений.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c.

Выхаванне патрыятычных пачуццяў дзіцяці ва ўмовах сям’і

Ермолова Т.В., родитель
ГУО «Ясли-сад № 7 г. Ганцевичи»

Наш родны, беларускі край! Ён прыгожы і непаўторны са сваімі пушчамі і балотамі, лясамі і лугамі, сцежкамі і дарожкамі. Гэта залатыя палі збажыны з сінімі вочкамі васількоў, светлыя ад бяроз гаі, што аглухлі ад птушынага звону. Гэта бясконцыя жылы рэк, у якіх плешчуцца бабры і рыбы на захадзе сонца, гэта чыстыя, як усмешка дзіцяці, люстры блакітных азёр. Вось яна якая, наша Радзіма! Чалавеку нельга жыць без яе, як нельга жыць без сэрца? Зразумець гэта зможа толькі сапраўдны патрыёт сваёй краіны, якога неабходна выхоўваць з самага маленства.

Чаму менавіта гэта пытанне я закранула? Таму, што лічу яго вельмі актуальным, асабліва на сучасным этапе. У свеце неспакойна з-за войнаў, развязаных у межах адной дзяржавы на аснове этнічных канфліктаў. Гінуць ні ў чым не павінныя людзі і, што яшчэ срашней і жудасней, пакутуюць дзеці. Я, урэшце як і любы разважны чалавек, супраць вайны. Лічу, што выхаванне сапраўднага патрыёта дапаможа зберагчы мір на зямлі.

Акрамя таго, у наш час лічыцца нармальным і нават прэстыжным любой цаной з’ехаць за мяжу таму, што там быццам бы лепш. Я не падтрымліваю гэтую пазіцыю. Вельмі хачу, каб мае дзеці жылі ў сваёй краіне, каб рабілі ўсё для яе росквіту і падняцця прэстыжу. А гэта ў свой час, зноў жа, можа зрабіць высокапатрыятычны чалавек, які бязмерна любіць сваю Радзіму.

А з чаго Радзіма пачынаецца? Гэта пытанне рана ці позна задае сабе кожны чалавек. Ва ўсіх нас адказы на яго будуць розныя, але аб’яднаныя яны тым, што наша вялікая і магутная Радзіма пачынаецца з радзімы маленькай, таго мілага сэрцу куточка зямлі, дзе ты нарадзіўся, упершыню ўбачыў гэты свет, зрабіў першы крок, сказаў першае слова. Лічу, што магутным падмуркам для фарміравання любові да сваёй вялікай Радзімы з’яўляецца выхаванне пачуцця павагі і гонару за сваю радзіму малую. Менавіта мы, дарослыя, у адказе за тое, каб нашы дзеці як мага раней зразумелі, што малую радзіму, хай зусім сціплую і непрыкметную, патрэбна любіць усёй душой, усім сэрцам, бо яна самая лепшая на свеце, самая дарагая, таму што яна твая.

Улічваючы ўзрост нашай дачушкі Вікторыі, якой усяго 5 гадкоў, выхаванне любові да малой радзімы мы пачалі з выхавання павагі да ўсіх членаў нашай сям’і. На асабістым прыкладзе кожны дзень, кожную хвілінку мы паказвалі, што сям’я – гэта месца, дзе цябе заўсёды любяць, чакаюць і прымаюць такім, які ты ёсць. Мы заўсёды разам: разам глядзім тэлевізар па вечарах, разам прыбіраем кватэру, гатуем вячэру, разам займаемся спортам, разам адпачываем. У нас ёсць свае правілы і свае традыцыі. Адной з іх, бадай самай галоўнай, з’яўляецца вывучэнне радаслоўнай нашай сям’і. У гэтым вялікую дапамогу нам аказваюць бабулі і дзядулі, якія расказваюць сваёй маленькай унучцы пра продкаў, паказваюць іх фатаздымкі са старога альбома. Віка з задавальненнем слухае расказ пра тое, як жылося раней яе прабабулям і прадзядулям, з цікавасцю разглядвае рушнікі, вышыванкі, прадметы быту мінулых гадоў. Яна задае шмат пытанняў, а мы стараемся даступна на іх адказаць.

Па старой добрай традыцыі, у нашай сям’і штогод выпісваецца, чытаецца і абмяркоўваецца кожны нумар раённай газеты «Савецкае Палессе». Па просьбе дачушкі мы наведалі месца, дзе нараджаецца наша любімая газета. Гэта так уразіла пяцігадовую дзяўчынку, што яна ўжо цяпер вырашыла стаць карэспандэнтам і працаваць менавіта ў нашай раённай газеце, каб пісаць у ёй артыкулы пра свой любы горад, яго славутых людзей і непаўторнасць нашай палескай зямлі.

Дзякуючы гэтаму, мы робім усё магчымае, каб нашы дзеткі «пусцілі карані» на сваёй зямлі, што абавязкова будзе ў будучым звязваць іх з родным домам, а значыць, і з роднай зямлёй.

Лічу, што часткай малой радзімы для Вікі з’яўляецца дзіцячы садок № 7 нашага горада, які яна з задавальненнем наведвае. У садку дачушка атрымлівае першы сацыяльны вопыт зносін з аднагодкамі. Разам з імі пад кіраўніцтвам вопытных педагогаў вучыцца сябраваць, любіць прыроду роднага краю, пазнаваць навакольны свет. А мы, бацькі, прымаем актыўны ўдзел у сумеснай дзейнасці з установай адукацыі па выхаванню асобы дзіцяці. Нам даюцца парады рознага характару, у тым ліку і па выхаванню будучага патрыёта Айчыны, якімі мы з задавальненнем карыстаемся.

Віка ведае, што яна жыве ў горадзе Ганцавічы, што гэта і ёсць яе маленькая радзіма. А мы, бацькі, разумеем, што палюбіць родны край па-сапраўднаму можна толькі тады, калі ты яго будзеш вельмі добра ведаць. Менавіта таму, разам з Вікулей, мы заняліся вывучэннем яго гісторыі. Адразу адзначу, што гэты занятак вельмі захапіў не толькі нашу дачушку, але і ўсю нашу сям’ю таму, што гэта па-сапраўднаму вельмі цікава. Мы пабывалі ў краязнаўчым музеі, Доме рамёстваў, здзейснілі падарожжа па раёну з мэтай знаёмства з яго славутымі мясцінамі. А звычайная экскурсія па вуліцах горада ператварылася ў найцікавейшую вандроўку са знаёмствам з асаблівасцямі прыроды, архітэктуры горада, яго помнікамі, грамадскімі будынкамі.

Заўсёды стараемся наведваць выставы, канцэрты, тэатральныя спектаклі, цыркавыя прадстаўленні, якія праходзяць у горадзе. Удзельнічаем у многіх гарадскіх мерапрыемствах: масленічных гуляннях, свяце дзяцінства, адкрыцці навагодняй ёлкі на гарадской плошчы, святах, прычсвечаных Дню Перамогі і Дню Незалежнасці.

Вялікую ўвагу ў выхаванні любві да сваёй малой радзімы мы адводзім сумеснай працы па яе добраўпарадкаванню. Разам з жыхарамі нашага дома выходзім на працоўныя акцыі, падчас якіх робім наш двор самым прыгожым і ўтульным. Віка – актыўны ўдзельнік гэтых акцый. А яшчэ мы за раздзельны збор смецця. Віка добра ведае, што гэта дапаможа зберагчы прыроду роднага краю.

Усе намаганні нашай сям’і напраўлены на тое, каб дачушка цягнулася душою да роднае зямлі, каб заўсёды з любоўю, гонарам і павагай да яе адносілася, каб цаніла кожнае імгненне, праведзенае з самымі блізкімі людзьмі. Гэта і ёсць маленькія крокі да моцных і сапраўдных патрыятычных пачуццяў.

У кожнага з нас свая дарога ў жыцці, свой шлях. Але як гэта важна, каб у сэрцы кожнага чалавека жыла любоў да роднай зямлі, роднага краю, роднага горада і вуліцы, на якой мы жывём. Адным словам – любоў да малой радзімы, без якой немагчыма навучыцца любіць вялікую Радзіму – нашу дарагую Беларусь!

Шануй, ганцаўчанін, свой горад, свой край

І спадчыну продкаў сваіх паважай.

Куды б ты ні ехаў і дзе б ты ні быў –

Патрэбна, каб край ты свой ты шчыра любіў.

Якая б цябе не сустрэла зямля,

Заўжды ганарыся: «Дык з Ганцавіч я»

Бо чым ганарыцца тут ёсць нездарма:

Стаў горад прыгожым, яго не пазнаць.

І ты стань сумленней, і ты стань мудрэй,

Хай збудуцца мары твае ўсе хутчэй!

Любіце свой край! Вялікую і шчырую любоў да яго абавязкова перадавайце сваім дзецям!

Спіс літаратуры:

1. Дубовская, Л.В. Маленькие граждане большой страны: программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Спадчына»/ Л.В. Дубовская; под ред. В.М. Телеченко. – Мозырь: Содействие, 2007. – 220 с.

2. Красіла, А.І. Мой край завецца Беларуссю: Дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / А.І. Красіла. – Мазыр: ТАА ВД «Белы Вецер», 2004. – 160с.

3. Красюк, В.С. Праменьчыкі выхавання патрыятызму: дапаможнік для педагогаў устаноў, якаія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі: у 2 ч. Ч.1/ В.С.Красюк. – Мазыр: ТАА ВД «Белы Вецер», 2009. – 154с.

4. Цяленчанка, В.М. Мой родны кут: зборнік метадычных матэрыялаў па патрыятычным выхаванні дзяцей дашкольнага ўзросту. У 2 ч. Ч.1 / В.М. Цяленчанка. – Мазыр: ТАА ВД «Белы Вецер», 2006. – 143с.