Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Равный обучает равного

Внедрение в образовательный процесс

учреждений образования Ганцевичского района

подхода «Равный обучает равного»

«Равный обучает равного» – это одновременно принцип и образовательный подход, который обеспечивает передачу и расширение достоверной социально значимой информации через доверительное общение на равных подготовленных волонтёров со сверстниками, происходящее в виде интерактивных занятий, тренингов, акций, консультаций, бесед и т. п.

Обучение в соответствии с подходом «Равный обучает равного» – процесс, при котором подготовленные и мотивированные волонтёры (подростки, молодые люди) помогают своим сверстникам, а также людям со сходным образовательным уровнем, социальным статусом или тем, кто имеет такие же интересы и потребности, приобретать новые знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные ориентации, мотивации, направленные на уважение прав человека, толерантность, здоровый образ жизни, на нравственное отношение к себе и другим людям, на безопасное и ответственное поведение.

Ценностью обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» является значимость для подростков, молодых людей общения со сверстниками, особенно неформального. Ведь именно сверстники хорошо знают и понимают их интересы, потребности, стремления и проблемы. Со сверстниками подростки, молодые люди могут поделиться своими знаниями и опытом, обменяться конфиденциальной информацией, которую они не всегда готовы предоставить взрослым.

                           Принципы  реализации равного  обучения

Реализация  равного  обучения  осуществляется  в соответствии  со  следующими  основными  принципами:

  • этическое  поведение  участников  программы  РОР;
  • уважение  и  защита  прав  человека, отсутствие  дискриминации  по  любому  признаку  по  отношению  ко  всем  участникам;
  • соблюдение  гендерного  равенства  и  конфиденциальности;
  • участие  подростков  и  молодёжи  во  всех  этапах  внедрения  и  реализации  программы равного  обучения;
  • партнёрство  с  заинтересованными  взрослыми  и  их  опосредованное  участие  в  реализации  программы  на  основе  принципа  РОР;
  • наличие  устойчивой  обратной  связи  участников  программы  РОР;
  • прогнозирование  ожидаемых  результатов  от реализации  программы,  основанной  на  равном  обучении  и  соответствующем  документировании;
  • мотивация  всех  участников  программы;
  • использование  точной,  достоверной  и  беспристрастной  информации;
  • использование  стандартов  РОР;
  • использование  доступных  ресурсов  для  повышения  эффективности  работы  по  реализации  программы;
  • обучение  по  принципу  РОР  является  дополнительным  по  отношению  к  основным  образовательным  программам  учреждений  образования.

 Что дает подростку участие в программе подготовки волонтеров-инструкторов?

  • предоставляет молодым людям пространство для взаимодействия, общения;
  • формирует навыки ответственного и безопасного поведения;
  • помогает овладеть интерактивными методиками передачи информации;
  • формирует коммуникативные навыки и лидерские качества;
  • повышает уровень  компетентности в вопросах здорового образа жизни. 

Активное внедрение принципа РОР в воспитательный процесс не является альтернативой существующим педагогическим формам и методам, а представляет собой эффективное дополнение традиционных основ образования. Использование РОР в профилактической работе с учащимися позволяет создать условия для обновления содержания, оптимизации форм и методов воспитания, социально-педагогической и психологической поддержки подростков и учащейся молодежи, повышает эффективность научно-методического, кадрового и информационного обеспечения этого процесса.

Четвертый год в соответствии с Концепцией «Реализация принципа «равный обучает равного» в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь» в Ганцевичском районе работают волонтерские команды равного обучения.

Первая опорная площадка по внедрению принципа «равный обучает равного» начала свою работу в 2014 году на базе ГУО «Ганцевичский РЦДЮТ». На   опорной площадке,  из числа подростков (14- 17 лет), создана волонтерская команда «Альтернатива». Руководитель команды – Минько Елена Владимировна, педагог-консультант равного обучения. Подростки проходят обучающий курс занятий волонтера-инструктора, а в дальнейшем осуществляют образовательную деятельность с молодежью по пропаганде здорового образа жизни, профилактике ВИЧ-инфекции, обучают своих сверстников эффективному общению, ответственному и безопасному поведению в рискованных ситуациях.

За относительно недолгий период своего существования  командой «Альтернатива» разработаны занятия по профилактике ВИЧ-инфекции, профилактике зависимости от психоактивных веществ, предупреждению наркомании в подростковой среде,  способах преодоления стресса, профилактике школьного буллинга, профилактике употребления ненормативной лексики и другие. 

В декабре 2014 года под руководством педагога-консультанта Анны Николаевны Конапацкой на базе ГУО «Средняя школа №1 г.Ганцевичи» была создана волонтёрская команда «Прометей».После успешного участия команды в областном фестивале волонтеров равного обучения с 1 сентября 2015 года ГУО «Средняя школа №1 г.Ганцевичи» был присвоен статус «Опорная площадка по внедрению принципа «Равный обучает равного» в профилактической работе с молодежью». С 1 сентября 2016  работу с волонтерами равного обучения продолжила педагог-консультант  Олеся Алексеевна Акулова, педагог-психолог ГУО «Средняя школа № 1 г.Ганцевичи», которая работает с участниками новой команды «Перспектива».

В текущем учебном году волонтерами инструкторами были разработаны и проведены интерактивные занятия с элементами тренинга: «Здравствуй, школа!», «Профилактика онлайн-насилия»,  «Путь к здоровью и спорту», «Профилактика употребления алкоголя», «Здоровое питание». Также  волонтеры-инструкторы принимали участие в разработке и проведении акций «Жить здорово!» и «Сделаем школу территорией БЕЗопасности вместе!». 

С  сентября 2016 года в ГУО «Люсинский детский сад – средняя школа имени Якуба Коласа» работает объединение по интересам «Равный обучает равного». На базе объединения создан волонтёрский клуб «Позитив», в состав которого входят учащиеся 9-11 классов. Руководитель клуба – Рылко Алина Юрьевна. На занятиях ребята совместно с педагогом разрабатывают тренинги по темам: «Профилактика употребление табака", "Осторожно ВИЧ", "Профилактика употребления ПАВ среди подростков" и  др.

В октябре 2016 года на базе ГУО «Куковская СШ» под руководством педагога-организатора Асабиной Татьяны Тадеушевны создана волонтёрская команда «Ровесник». Команда работает в темах: "Современные знания о СПИДе - основа профилактики заболеваний", "Курить или не курить: вот в чем вопрос?" 

Свою деятельность команда «Пульс» осуществляет с 31 августа 2016 г. на базе ГУО «Хотыничская СШ».  Руководитель команды - Гук Анна Ивановна, педагог социальный. Команда работает в темах: «Наркотики», «В ладу с собой и миром», «Разрешение конфликтных ситуаций», «Уверенность в себе», «Дружба», «Риск и рискованное поведение».

В декабре 2016 года свою работу по реализации принципа «равный-обучает равного»  начала команда «Позитив» ГУО «Гимназия г.Ганцевичи». Руководитель команды – Грибовская София Ивановна, педагог социальный.  За относительно недолгий период существования волонтерской командой разработаны и проведены  тренинговые занятия по профилактике ВИЧ-инфекции «Выберем  ЖИЗНЬ!», профилактике употребления алкогольных напитков «Счастлив тот, кто вина НЕ пьёт!», профилактике  табакокурения  «Жизнь без табака». 

Конкурс волонтерских команд «Молодежь за РАВНОдействие!»

29 марта на базе районного центра детского и юношеского творчества состоялся II районный конкурс «Молодёжь – за РАВНОдействие!» среди волонтёрских команд учреждений образования, реализующих профилактические программы по принципу «равный обучает равного» в сфере здорового образа жизни, в котором приняли участие 4 команды.

В рамках конкурса волонтеры-инструкторы равного обучения провели 4 интерактивных занятия с элементами тренинга на актуальные для современной молодежи темы. Конкурсная пара волонтеров-инструкторов Ленковец Варвара и Чиркун Мария (РЦДЮТ) провели занятие по гендерному воспитанию подростков. Занько Александр и Заяц Анастасия (Люсинский д-с-СШ им. Я. Колоса) подняли актуальную тему «Время быть здоровым». Макаревич Зоя и Бобровский Кирилл (гимназия) рассуждали о профилактике алкогольной зависимости среди подростков. «Моё здоровье – мое будущее» - так звучала тема занятия ребят из Куковской СШ Железной Ангелины и Бобко Максима.

Надо напомнить, что обучение по принципу "равный - равному" - эта образовательная деятельность, которую сегодня способны осуществлять подростки в среде сверстников. Преимущество такой формы профилактической работы состоит в том, что она интерактивна и организуется в малых группах, где можно услышать каждого, мотивировать каждого из участников, побудить к рефлексии. Ни для кого не секрет, что для молодых людей мнение сверстника зачастую важнее мнения старших. Немаловажно и то, что молодые люди общаются друг с другом открыто, свободно и непринужденно, на одном языке, что делает поступающую от сверстника к сверстнику информацию более доступной и принимаемой.

По итогам конкурса победителем стала команда «Альтернатива» ГУО «Люсинский д-с- СШ им. Я. Колоса», второе место заняла команда «Альтернатива» ГУО «Ганцевичский РЦДЮТ», команда «Позитив» ГУО «Гимназия г. Ганцевичи» и команда «Ровесник» ГУО «Куковская СШ» разделили 3 место. Все команды награждены грамотами отдела образования, спорта и туризма Ганцевичского райисполкома.

_____________________________________________________________________

18 апреля на базе районного центра детского и юношеского творчества состоялся очередной конкурс «Молодёжь – за РАВНОдействие!» среди волонтёрских команд учреждений образования, реализующих профилактические программы по принципу «равный обучает равного» в сфере здорового образа жизни, в котором приняли участие 9 команд.

Главная цель конкурса - распространение опыта по внедрению подхода «Равный обучает равного», формирование положительного имиджа волонтеров-инструкторов равного обучения, которые активно работают в учреждениях образования Ганцевичского района.

Фестиваль прошел при высокой активности участников.  Среди участников конкурса были команды «Перспектива» (СШ №1 г.Ганцевичи) и «Альтернатива» (ГУО «Люсинский детский сад —средняя школа имени Якуба Колоса»), которые уже имеют опыт тренинговой работы со своими ровесниками, так и те, чья волонтерская деятельность началась относительно недавно – «Альтернатива» (РЦДЮТ), «Равнодействие» (СШ №2 г.Ганцевичи), «Данко» (СШ №3 г.Ганцевичи), «Импульс» ( ГУО Мальковичская СШ), «Бумеранг» (Раздяловичская СШ), «Позитив» (ГУО Хотыничская СШ), «Надежда» ( ГУО Денисковичская я/с- СШ).

По итогам конкурса победителем стала команда «Альтернатива» (ГУО «Люсинский детский сад — средняя школа имени Якуба Колоса»), команда «Перспектива» ГУО «СШ № 1 г. Ганцевичи» заняли 2 место.

В номинации «Лучший волонтерский дебют 2019» победу одержали волонтеры команды «Альтернатива» (РЦДЮТ), 2 место у команды «Импульс» (ГУО Мальковичская СШ), команда «Надежда» (ГУО Денисковичская я/с- СШ) – заняли 3 место. Все остальные команды награждены грамотами за участие.

В номинации «Лучший волонтер» одержали победу Железная Екатерина (СШ №1 г.Ганцевичи) и Занько Вениамин (ГУО «Люсинский детский сад-средняя школа имени Якуба Колоса»).

Волонтерам-инструкторам предстоит еще многому научиться, пройти через трудности и испытания, но одно совершенно очевидно, они не боятся двигаться вперед. Немаловажно и то, что молодые люди общаются друг с другом открыто, свободно и непринужденно, на одном языке, что делает поступающую от сверстника к сверстнику информацию более доступной и принимаемой.