Разделы сайта

Главная

Равный обучает равного

Внедрение в образовательный процесс

учреждений образования Ганцевичского района

подхода «Равный обучает равного»

«Равный обучает равного» – это одновременно принцип и образовательный подход, который обеспечивает передачу и расширение достоверной социально значимой информации через доверительное общение на равных подготовленных волонтёров со сверстниками, происходящее в виде интерактивных занятий, тренингов, акций, консультаций, бесед и т. п.

Обучение в соответствии с подходом «Равный обучает равного» – процесс, при котором подготовленные и мотивированные волонтёры (подростки, молодые люди) помогают своим сверстникам, а также людям со сходным образовательным уровнем, социальным статусом или тем, кто имеет такие же интересы и потребности, приобретать новые знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные ориентации, мотивации, направленные на уважение прав человека, толерантность, здоровый образ жизни, на нравственное отношение к себе и другим людям, на безопасное и ответственное поведение.

Ценностью обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» является значимость для подростков, молодых людей общения со сверстниками, особенно неформального. Ведь именно сверстники хорошо знают и понимают их интересы, потребности, стремления и проблемы. Со сверстниками подростки, молодые люди могут поделиться своими знаниями и опытом, обменяться конфиденциальной информацией, которую они не всегда готовы предоставить взрослым.

                           Принципы  реализации равного  обучения

Реализация  равного  обучения  осуществляется  в соответствии  со  следующими  основными  принципами:

  • этическое  поведение  участников  программы  РОР;
  • уважение  и  защита  прав  человека, отсутствие  дискриминации  по  любому  признаку  по  отношению  ко  всем  участникам;
  • соблюдение  гендерного  равенства  и  конфиденциальности;
  • участие  подростков  и  молодёжи  во  всех  этапах  внедрения  и  реализации  программы равного  обучения;
  • партнёрство  с  заинтересованными  взрослыми  и  их  опосредованное  участие  в  реализации  программы  на  основе  принципа  РОР;
  • наличие  устойчивой  обратной  связи  участников  программы  РОР;
  • прогнозирование  ожидаемых  результатов  от реализации  программы,  основанной  на  равном  обучении  и  соответствующем  документировании;
  • мотивация  всех  участников  программы;
  • использование  точной,  достоверной  и  беспристрастной  информации;
  • использование  стандартов  РОР;
  • использование  доступных  ресурсов  для  повышения  эффективности  работы  по  реализации  программы;
  • обучение  по  принципу  РОР  является  дополнительным  по  отношению  к  основным  образовательным  программам  учреждений  образования.

 Что дает подростку участие в программе подготовки волонтеров-инструкторов?

  • предоставляет молодым людям пространство для взаимодействия, общения;
  • формирует навыки ответственного и безопасного поведения;
  • помогает овладеть интерактивными методиками передачи информации;
  • формирует коммуникативные навыки и лидерские качества;
  • повышает уровень  компетентности в вопросах здорового образа жизни. 

Активное внедрение принципа РОР в воспитательный процесс не является альтернативой существующим педагогическим формам и методам, а представляет собой эффективное дополнение традиционных основ образования. Использование РОР в профилактической работе с учащимися позволяет создать условия для обновления содержания, оптимизации форм и методов воспитания, социально-педагогической и психологической поддержки подростков и учащейся молодежи, повышает эффективность научно-методического, кадрового и информационного обеспечения этого процесса.

Четвертый год в соответствии с Концепцией «Реализация принципа «равный обучает равного» в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь» в Ганцевичском районе работают волонтерские команды равного обучения.

Первая опорная площадка по внедрению принципа «равный обучает равного» начала свою работу в 2014 году на базе ГУО «Ганцевичский РЦДЮТ». На   опорной площадке,  из числа подростков (14- 17 лет), создана волонтерская команда «Альтернатива». Руководитель команды – Минько Елена Владимировна, педагог-консультант равного обучения. Подростки проходят обучающий курс занятий волонтера-инструктора, а в дальнейшем осуществляют образовательную деятельность с молодежью по пропаганде здорового образа жизни, профилактике ВИЧ-инфекции, обучают своих сверстников эффективному общению, ответственному и безопасному поведению в рискованных ситуациях.

За относительно недолгий период своего существования  командой «Альтернатива» разработаны занятия по профилактике ВИЧ-инфекции, профилактике зависимости от психоактивных веществ, предупреждению наркомании в подростковой среде,  способах преодоления стресса, профилактике школьного буллинга, профилактике употребления ненормативной лексики и другие. 

В декабре 2014 года под руководством педагога-консультанта Анны Николаевны Конапацкой на базе ГУО «Средняя школа №1 г.Ганцевичи» была создана волонтёрская команда «Прометей».После успешного участия команды в областном фестивале волонтеров равного обучения с 1 сентября 2015 года ГУО «Средняя школа №1 г.Ганцевичи» был присвоен статус «Опорная площадка по внедрению принципа «Равный обучает равного» в профилактической работе с молодежью». С 1 сентября 2016  работу с волонтерами равного обучения продолжила педагог-консультант  Олеся Алексеевна Акулова, педагог-психолог ГУО «Средняя школа № 1 г.Ганцевичи», которая работает с участниками новой команды «Перспектива».

В текущем учебном году волонтерами инструкторами были разработаны и проведены интерактивные занятия с элементами тренинга: «Здравствуй, школа!», «Профилактика онлайн-насилия»,  «Путь к здоровью и спорту», «Профилактика употребления алкоголя», «Здоровое питание». Также  волонтеры-инструкторы принимали участие в разработке и проведении акций «Жить здорово!» и «Сделаем школу территорией БЕЗопасности вместе!». 

С  сентября 2016 года в ГУО «Люсинский детский сад – средняя школа имени Якуба Коласа» работает объединение по интересам «Равный обучает равного». На базе объединения создан волонтёрский клуб «Позитив», в состав которого входят учащиеся 9-11 классов. Руководитель клуба – Рылко Алина Юрьевна. На занятиях ребята совместно с педагогом разрабатывают тренинги по темам: «Профилактика употребление табака", "Осторожно ВИЧ", "Профилактика употребления ПАВ среди подростков" и  др.

В октябре 2016 года на базе ГУО «Куковская СШ» под руководством педагога-организатора Асабиной Татьяны Тадеушевны создана волонтёрская команда «Ровесник». Команда работает в темах: "Современные знания о СПИДе - основа профилактики заболеваний", "Курить или не курить: вот в чем вопрос?" 

Свою деятельность команда «Пульс» осуществляет с 31 августа 2016 г. на базе ГУО «Хотыничская СШ».  Руководитель команды - Гук Анна Ивановна, педагог социальный. Команда работает в темах: «Наркотики», «В ладу с собой и миром», «Разрешение конфликтных ситуаций», «Уверенность в себе», «Дружба», «Риск и рискованное поведение».

В декабре 2016 года свою работу по реализации принципа «равный-обучает равного»  начала команда «Позитив» ГУО «Гимназия г.Ганцевичи». Руководитель команды – Грибовская София Ивановна, педагог социальный.  За относительно недолгий период существования волонтерской командой разработаны и проведены  тренинговые занятия по профилактике ВИЧ-инфекции «Выберем  ЖИЗНЬ!», профилактике употребления алкогольных напитков «Счастлив тот, кто вина НЕ пьёт!», профилактике  табакокурения  «Жизнь без табака». 

Конкурс волонтерских команд «Молодежь за РАВНОдействие!»