Внедрение в образовательный процесс
учреждений образования Ганцевичского района
подхода «Равный обучает равного»
«Равный обучает равного» – это одновременно принцип и образовательный подход, который обеспечивает передачу и расширение достоверной социально значимой информации через доверительное общение на равных подготовленных волонтёров со сверстниками, происходящее в виде интерактивных занятий, тренингов, акций, консультаций, бесед и т. п.
Обучение в соответствии с подходом «Равный обучает равного» – процесс, при котором подготовленные и мотивированные волонтёры (подростки, молодые люди) помогают своим сверстникам, а также людям со сходным образовательным уровнем, социальным статусом или тем, кто имеет такие же интересы и потребности, приобретать новые знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные ориентации, мотивации, направленные на уважение прав человека, толерантность, здоровый образ жизни, на нравственное отношение к себе и другим людям, на безопасное и ответственное поведение.
Ценностью обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» является значимость для подростков, молодых людей общения со сверстниками, особенно неформального. Ведь именно сверстники хорошо знают и понимают их интересы, потребности, стремления и проблемы. Со сверстниками подростки, молодые люди могут поделиться своими знаниями и опытом, обменяться конфиденциальной информацией, которую они не всегда готовы предоставить взрослым.
Принципы реализации равного обучения
Реализация равного обучения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
- этическое поведение участников программы РОР;
- уважение и защита прав человека, отсутствие дискриминации по любому признаку по отношению ко всем участникам;
- соблюдение гендерного равенства и конфиденциальности;
- участие подростков и молодёжи во всех этапах внедрения и реализации программы равного обучения;
- партнёрство с заинтересованными взрослыми и их опосредованное участие в реализации программы на основе принципа РОР;
- наличие устойчивой обратной связи участников программы РОР;
- прогнозирование ожидаемых результатов от реализации программы, основанной на равном обучении и соответствующем документировании;
- мотивация всех участников программы;
- использование точной, достоверной и беспристрастной информации;
- использование стандартов РОР;
- использование доступных ресурсов для повышения эффективности работы по реализации программы;
- обучение по принципу РОР является дополнительным по отношению к основным образовательным программам учреждений образования.
Что дает подростку участие в программе подготовки волонтеров-инструкторов?
- предоставляет молодым людям пространство для взаимодействия, общения;
- формирует навыки ответственного и безопасного поведения;
- помогает овладеть интерактивными методиками передачи информации;
- формирует коммуникативные навыки и лидерские качества;
- повышает уровень компетентности в вопросах здорового образа жизни.
Активное внедрение принципа РОР в воспитательный процесс не является альтернативой существующим педагогическим формам и методам, а представляет собой эффективное дополнение традиционных основ образования. Использование РОР в профилактической работе с учащимися позволяет создать условия для обновления содержания, оптимизации форм и методов воспитания, социально-педагогической и психологической поддержки подростков и учащейся молодежи, повышает эффективность научно-методического, кадрового и информационного обеспечения этого процесса.
Четвертый год в соответствии с Концепцией «Реализация принципа «равный обучает равного» в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь» в Ганцевичском районе работают волонтерские команды равного обучения.
|
Команда «Альтернатива» ГУО «Ганцевичский РЦДЮТ»
Ссылка на раздел команды на сайте учреждения образования:
http://rcdut.gancevichi.edu.by/ru/main.aspx?guid=26841
Год создания команды: 2014
Тематика занятий:
1. Безопасные соцсети
2. Эффективные коммуникации
3. Толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным
4. Рациональное питание – путь к здоровью
5. Интерактивное занятие по гендерному воспитанию
6. Учимся работать в команде
7. Профилактика употребления ненормативной лексики
8. Профилактика употребления и зависимости от психоактивных веществ
|
|
|
Команда «Перспектива» ГУО «СШ № 1 г. Ганцевичи»
Ссылка на раздел команды на сайте учреждения образования:
http://sch1.gancevichi.edu.by/ru/main.aspx?guid=86351
Год создания команды: 2015
Тематика занятий:
1. Здоровье ценность и ресурс (формирование навыков здорового образа жизни и положительных установок, направленных на сохранение здоровья)
2. Путь к здоровью*
3. Лидер в современном обществе
4. Я и комплексы (формирование навыков здорового образа жизни и положительных установок, направленных на сохранение здоровья)
5. Всегда есть повод быть здоровым (профилактика курения)
6. Чтобы жить достойно (профилактика алкоголизма)
7. Профилактика употребления и зависимости от психологически активных веществ
8. Профилактика ВИЧ среди молодежи
9. Сладкий плен (профилактика углеводной зависимости)*
10. Мобильный телефон: потребность и привычка (профилактика «мобильной зависимости», информирование о способах защиты здоровья при пользовании мобильными телефонами)
11. Из виртуальности в реальность (профилактика возникновения компьютерной зависимости)*
12. Границы безопасности в сети (профилактика кибербуллинга и троллинга)*
13. Техника безопасности в конфликте
14. Остановить насилие можно (развитие навыков безопасного самоохранительного поведения)
15. Не проявляй бессилия, ты – сильней насилия!*
16. Родители и дети: сделать шаг навстречу (профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях)
17. Белая ворона» или не такой как все (профилактика буллинга)*
18. Риски современного подростка (профилактика противоправного поведения)*
19. Границы права и ответственность (профилактика противоправного и рискованного поведения, формирование представления о правовой ответственности)
20. Мужчины с Марса, женщины с Венеры (формирование культуры гендерных отношений)*
21. ОН + ОНА = СЕМЬЯ (формирование культуры гендерных отношений)
22. Занятие с использованием технологии «форум-театр» «Заклятые подруги или Третий лишний» (проблемы «женской дружбы», предательства и травли, культура гендерных отношений)*
|
|
|
Команда «Позитив» ГУО «Хотыничская СШ»
Ссылка на раздел команды на сайте учреждения образования:
http://hot.gancevichi.edu.by/ru/main.aspx?guid=23801
Год создания команды: 2019 год
Тематика занятий:
1. «Право и мораль: выбор за тобой»
2. «Не дай конфликту состояться»
3. «Всегда есть повод быть здоровым»
|
|
|
Команда «Феникс» ГУО «Люсинская СШ имени Якуба Коласа»
Ссылка на раздел команды на сайте учреждения образования:
http://lusino.gancevichi.edu.by/main.aspx?guid=43011
Год создания команды 2016:
Тематика занятий:
1. Время быть здоровым
2. Я – лидер
3. Репродуктивное здоровье: сохрани себя
4. Три оттенка черного: табак, алкоголь, наркотик
5. Стоп ВИЧ/СПИД
6. Умей сказать нет
7. Белая ворона или не такой как все
8. Как избежать стресса
9. Гаджеты: за и против
|
|
|
Команда «Равный обучает равного» ГУО «Куковская СШ»
Ссылка на раздел команды на сайте учреждения образования:
http://kukovo.gancevichi.edu.by/ru/main.aspx?guid=99931
Год создания команды: 2020
Тематика занятий:
1. Рациональное питание – путь к здоровью
2. Общение и сотрудничество
3. Чужой» среди своих: профилактика подросткового буллинга
|
|