Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Равный обучает равного

Внедрение в образовательный процесс

учреждений образования Ганцевичского района

подхода «Равный обучает равного»

«Равный обучает равного» – это одновременно принцип и образовательный подход, который обеспечивает передачу и расширение достоверной социально значимой информации через доверительное общение на равных подготовленных волонтёров со сверстниками, происходящее в виде интерактивных занятий, тренингов, акций, консультаций, бесед и т. п.

Обучение в соответствии с подходом «Равный обучает равного» – процесс, при котором подготовленные и мотивированные волонтёры (подростки, молодые люди) помогают своим сверстникам, а также людям со сходным образовательным уровнем, социальным статусом или тем, кто имеет такие же интересы и потребности, приобретать новые знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные ориентации, мотивации, направленные на уважение прав человека, толерантность, здоровый образ жизни, на нравственное отношение к себе и другим людям, на безопасное и ответственное поведение.

Ценностью обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» является значимость для подростков, молодых людей общения со сверстниками, особенно неформального. Ведь именно сверстники хорошо знают и понимают их интересы, потребности, стремления и проблемы. Со сверстниками подростки, молодые люди могут поделиться своими знаниями и опытом, обменяться конфиденциальной информацией, которую они не всегда готовы предоставить взрослым.

                           Принципы  реализации равного  обучения

Реализация  равного  обучения  осуществляется  в соответствии  со  следующими  основными  принципами:

  • этическое  поведение  участников  программы  РОР;
  • уважение  и  защита  прав  человека, отсутствие  дискриминации  по  любому  признаку  по  отношению  ко  всем  участникам;
  • соблюдение  гендерного  равенства  и  конфиденциальности;
  • участие  подростков  и  молодёжи  во  всех  этапах  внедрения  и  реализации  программы равного  обучения;
  • партнёрство  с  заинтересованными  взрослыми  и  их  опосредованное  участие  в  реализации  программы  на  основе  принципа  РОР;
  • наличие  устойчивой  обратной  связи  участников  программы  РОР;
  • прогнозирование  ожидаемых  результатов  от реализации  программы,  основанной  на  равном  обучении  и  соответствующем  документировании;
  • мотивация  всех  участников  программы;
  • использование  точной,  достоверной  и  беспристрастной  информации;
  • использование  стандартов  РОР;
  • использование  доступных  ресурсов  для  повышения  эффективности  работы  по  реализации  программы;
  • обучение  по  принципу  РОР  является  дополнительным  по  отношению  к  основным  образовательным  программам  учреждений  образования.

 Что дает подростку участие в программе подготовки волонтеров-инструкторов?

  • предоставляет молодым людям пространство для взаимодействия, общения;
  • формирует навыки ответственного и безопасного поведения;
  • помогает овладеть интерактивными методиками передачи информации;
  • формирует коммуникативные навыки и лидерские качества;
  • повышает уровень  компетентности в вопросах здорового образа жизни. 

Активное внедрение принципа РОР в воспитательный процесс не является альтернативой существующим педагогическим формам и методам, а представляет собой эффективное дополнение традиционных основ образования. Использование РОР в профилактической работе с учащимися позволяет создать условия для обновления содержания, оптимизации форм и методов воспитания, социально-педагогической и психологической поддержки подростков и учащейся молодежи, повышает эффективность научно-методического, кадрового и информационного обеспечения этого процесса.

Четвертый год в соответствии с Концепцией «Реализация принципа «равный обучает равного» в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь» в Ганцевичском районе работают волонтерские команды равного обучения.

Конкурс волонтерских команд «Молодежь за РАВНОдействие!»

29 марта на базе районного центра детского и юношеского творчества состоялся II районный конкурс «Молодёжь – за РАВНОдействие!» среди волонтёрских команд учреждений образования, реализующих профилактические программы по принципу «равный обучает равного» в сфере здорового образа жизни, в котором приняли участие 4 команды.

В рамках конкурса волонтеры-инструкторы равного обучения провели 4 интерактивных занятия с элементами тренинга на актуальные для современной молодежи темы. Конкурсная пара волонтеров-инструкторов Ленковец Варвара и Чиркун Мария (РЦДЮТ) провели занятие по гендерному воспитанию подростков. Занько Александр и Заяц Анастасия (Люсинский д-с-СШ им. Я. Колоса) подняли актуальную тему «Время быть здоровым». Макаревич Зоя и Бобровский Кирилл (гимназия) рассуждали о профилактике алкогольной зависимости среди подростков. «Моё здоровье – мое будущее» - так звучала тема занятия ребят из Куковской СШ Железной Ангелины и Бобко Максима.

Надо напомнить, что обучение по принципу "равный - равному" - эта образовательная деятельность, которую сегодня способны осуществлять подростки в среде сверстников. Преимущество такой формы профилактической работы состоит в том, что она интерактивна и организуется в малых группах, где можно услышать каждого, мотивировать каждого из участников, побудить к рефлексии. Ни для кого не секрет, что для молодых людей мнение сверстника зачастую важнее мнения старших. Немаловажно и то, что молодые люди общаются друг с другом открыто, свободно и непринужденно, на одном языке, что делает поступающую от сверстника к сверстнику информацию более доступной и принимаемой.

По итогам конкурса победителем стала команда «Альтернатива» ГУО «Люсинский д-с- СШ им. Я. Колоса», второе место заняла команда «Альтернатива» ГУО «Ганцевичский РЦДЮТ», команда «Позитив» ГУО «Гимназия г. Ганцевичи» и команда «Ровесник» ГУО «Куковская СШ» разделили 3 место. Все команды награждены грамотами отдела образования, спорта и туризма Ганцевичского райисполкома.

_____________________________________________________________________

18 апреля на базе районного центра детского и юношеского творчества состоялся очередной конкурс «Молодёжь – за РАВНОдействие!» среди волонтёрских команд учреждений образования, реализующих профилактические программы по принципу «равный обучает равного» в сфере здорового образа жизни, в котором приняли участие 9 команд.

Главная цель конкурса - распространение опыта по внедрению подхода «Равный обучает равного», формирование положительного имиджа волонтеров-инструкторов равного обучения, которые активно работают в учреждениях образования Ганцевичского района.

Фестиваль прошел при высокой активности участников.  Среди участников конкурса были команды «Перспектива» (СШ №1 г.Ганцевичи) и «Альтернатива» (ГУО «Люсинский детский сад —средняя школа имени Якуба Колоса»), которые уже имеют опыт тренинговой работы со своими ровесниками, так и те, чья волонтерская деятельность началась относительно недавно – «Альтернатива» (РЦДЮТ), «Равнодействие» (СШ №2 г.Ганцевичи), «Данко» (СШ №3 г.Ганцевичи), «Импульс» ( ГУО Мальковичская СШ), «Бумеранг» (Раздяловичская СШ), «Позитив» (ГУО Хотыничская СШ), «Надежда» ( ГУО Денисковичская я/с- СШ).

По итогам конкурса победителем стала команда «Альтернатива» (ГУО «Люсинский детский сад — средняя школа имени Якуба Колоса»), команда «Перспектива» ГУО «СШ № 1 г. Ганцевичи» заняли 2 место.

В номинации «Лучший волонтерский дебют 2019» победу одержали волонтеры команды «Альтернатива» (РЦДЮТ), 2 место у команды «Импульс» (ГУО Мальковичская СШ), команда «Надежда» (ГУО Денисковичская я/с- СШ) – заняли 3 место. Все остальные команды награждены грамотами за участие.

В номинации «Лучший волонтер» одержали победу Железная Екатерина (СШ №1 г.Ганцевичи) и Занько Вениамин (ГУО «Люсинский детский сад-средняя школа имени Якуба Колоса»).

Волонтерам-инструкторам предстоит еще многому научиться, пройти через трудности и испытания, но одно совершенно очевидно, они не боятся двигаться вперед. Немаловажно и то, что молодые люди общаются друг с другом открыто, свободно и непринужденно, на одном языке, что делает поступающую от сверстника к сверстнику информацию более доступной и принимаемой.