В 1999 году в социально-педагогическую теорию, а одновременно – в жизнь некоторых семей вошло понятие «приёмное родительство».
Замечательно, что в нашей стране нашлись и находятся люди, желающие помочь ребенку, приняв его на воспитание в свою семью. Ведь только в семье ребенок обучается азбуке жизни. Воспитание в семье дает возможность ребенку понять, что необходимо трудиться, быть внимательным к окружающим, жить в гармонии с миром. Дети, воспитывающиеся в семье, окружены заботой, семейным вниманием и теплом.
Приемная семья создается решением местной исполнительной и распорядительной власти, в основе которого лежит заключение между «нанимателем» и «работником» двух договоров: срочного трудового договора и договора о передаче ребенка на воспитание. То есть приемный родитель – это опекун ребенка, получающий зарплату за его воспитание на дому.
Гражданско-правовое положение приемного родителя полностью очерчено Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (ст.160-174 и др.). Человека же, который на срок трудового договора воспитывает ребенка, получая зарплату за свой труд, называют «приемная МАМА, приемный ОТЕЦ».
Профессия приемного родителя настолько же почётна, как профессия учителя в школе, воспитателя в детском саду или работника детского дома. Эти профессии проникнуты искренним уважением к ребенку, неподдельной семейственностью. Вспомните, как часто мы называем школу «вторым домом», подчеркивая вклад педагогов в общее дело воспитания.
Перед приемной семьей стоят следующие задачи:
обеспечить приемного ребенка надлежащим воспитанием, т.е. создать условия для жизни и развития ребенка в семье и защитить его права. Попросту говоря – накормить, одеть, обстирать, вместе с ребенком учиться (готовить уроки, представлять в школе его интересы);
стать законным представителем ребенка в решении всех его личных дел (управление жильем, имуществом, вкладами и т.д.);
сохранить, укрепить, развить связи ребенка с биологической семьей и биологическими родственниками, добиться – в идеале – возвращения ребенка в родную семью.
Для выполнения этих задач мало любить детей, нужно уметь профессионально воспитывать особенного ребенка, отторгнутого родной семьей, уметь защищать его права и интересы, представлять его во всех государственных органах, в том числе – в суде.
При кажущейся простоте профессия приемного родителя требует значительных знаний в сфере педагогики, психологии, семейного права. Ведь приемный родитель – это законный представитель ребенка. От его усилий во многом зависит своевременность предоставления ребенку государственных гарантий, льгот. Именно приемный родитель, взявший на себя труд по воспитанию ребенка, ведет все дела несовершеннолетнего от его имени.
Для того, чтобы стать приемным родителем, каждый проходит свой путь. Нет такого ВУЗа, который готовил бы специалистов данного профиля и выдавал дипломы с записью «закончил курс обучения по специальности «приемная мама, приемный отец»».
Приемные родители проходят специальную подготовку в социально-педагогическом центре или в Национальном центре усыновления.
Нехватку знаний в необходимых отраслях приемные родители восполняют на курсах повышения квалификации. Курсы важны не столько объемом новых знаний, сколько возможностью обменяться своим опытом, поделиться радостями и сложностями в воспитании приемных детей, узнать от своих же коллег – что ты делаешь «так», а что «не так».
В нашем районе создано 3 приемные семьи. 3 замечательные семьи стали родными для 4 детей! Это особенные люди. Уникальным образом в них сочетаются профессионализм и безграничная любовь к детям. При этом каждая приемная семья – уникальна: каждой семье присущи свой собственный уклад, стиль и способ общения и воспитания, свои обычаи и традиции.
Из года в год в нашей стране число приемных семей растет. Значит людей, желающих помочь ребенку, оказавшемуся в беде, становится все больше!
По всем интересующим вопросам Вы можете обращаться в отдел по образованию Ганцевичского райисполкома (телефон 7-78-51) или в социально-педагогический центр (телефон 6-27-36).
|